Автомобильные дороги: обо всем и сразу. Классификация, характеристики, основные принципы проектирования и показатели качества

Статьи Технологии

3 Фев 2021, 16:20

eye-icon

984

comment-icon

0

За тысячи лет существования назначение дорог не изменилось. Они по-прежнему используются для передвижения транспорта и людей, соединяют населенные пункты и отдельно стоящие объекты. Что еще вы знаете о дорогах? Предлагаем не ходить вокруг да около, а углубиться в данную тему и детально рассмотреть основные правила обустройства автомобильных дорог, распространенные классификации и главные показатели качества.

 

Что такое автомобильная дорога?

Укравтодор определяет автомобильные дороги как комплекс инженерных конструкций, которые обеспечивают бесперебойное движение транспорта по выбранному маршруту. Качественная дорога должна быть удобной, безопасной, обеспечивать перевозку грузов, пассажиров. В отличие от проселочных тропинок, трассы всегда оборудуют дорожными знаками. К тому же, они имеют определенную расчетную нагрузку.

Каждое государство должно стремиться к тому, чтобы создать развитую сеть автодорог. С ее помощью можно решить две важнейшие задачи:

  • Экономическую. Когда населенные пункты объединены надежными автомобильными трассами, есть возможность спланировать оптимальные маршруты для пассажирских и грузоперевозок. 
  • Социальную. Каждый человек имеет право на быстрое и беспрепятственное перемещение. Дороги государственного значения обеспечивают конституционные права граждан.

Автомобильная дорога – это сложная инженерная система, которая состоит из нескольких элементов. Вкратце их перечислим:

    • Земляное полотно как основа.
    • Проезжая часть.
    • Покрытие. Для изготовления используют такие материалы, как асфальт, цементобетон, щебень.
    • Обочина.
    • Основные элементы автомобильных дорог также включают в себя защитные сооружения, светофоры, «лежачие полицейские» и пр.
    • Искусственные конструкции: тоннели, мосты, переезды и пр.

 

Виды и классификация дорог

Автотрассы подразделяют на несколько групп. В зависимости от срока службы, они могут быть постоянными и временными. В первом случае речь идет об инженерной системе, рассчитанной на 5 и более лет службы. А вот временные виды дорог обеспечивают непродолжительное передвижение транспорта. Например, во время строительства новой автомагистрали или реконструкции существующей.

Автотрассы Украины – это более 172,4 тыс км, из которых 164,1 тыс км имеют твердое покрытие. Для сравнения, в 1940 году только 27 тыс км дорог были асфальтированными.

Другие классификации дорог

Существует несколько типологий дорог.

По форме собственности:

  • Дороги общего пользования – это участки, которые входят в состав Государственной транспортной системы. Предназначены для автомобильных, грузовых перевозок.
  • Улицы городов, поселков городского типа, сел. В отличие от первого типа, являются коммунальной собственностью. Ответственность за состояние лежит на органах местного самоуправления. 
  • Ведомственные – принадлежат предприятиям или физлицам. Также к ведомственным типам дороги относятся сельскохозяйственные, патрульные, служебные трассы, подъезды к гидротехническим конструкциям.
  • Частные находятся на территориях, принадлежащих физическим лицам.
Уже в течение нескольких лет в Украине появятся платные дороги.

По назначению

Еще одна классификация дорог по категориям связана с их назначением. Оно может быть государственным и местным. В свою очередь, категория дорог Украины государственного назначения делится на 4 типа:

  • Международные – используются для международных автоперевозок.
  • Национальные – соединяют населенные пункты с Киевом или совмещены с национальными транспортными коридорами. Сюда же относятся участки, которые соединяют областные центры.
  • Региональные – проходят через 2 и больше областей, соединяют морские порты, важные культурные объекты.
  • Территориальные – проходят между небольшими городами, соединяют их с областными центрами. Также они связывают основные аэропорты и речные порты с дорогами государственного значения.

Классификация автомобильных дорог местного значения выглядит следующим образом: областные и районные. Где именно проходит дорога местного значения, понятно из названия.

По интенсивности движения

По количеству транспортных средств, которые проезжают конкретный участок в течение 24 часов, классификация дорог Украины выделяет пять основных категорий. 4, 5 категории расположены в небольших населенных пунктах, интенсивность – 150-1000 и до 150 транспортных средств соответственно. Дорога 1 категории имеет интенсивность более 10 000 ТЕ (транспортных единиц), II категория – 3000-10000 ТЕ, III тип – 1000-3000 ТЕ.

Внимание! Если количество легковых авто в транспортном потоке составляет 30% и более, допускается отклонение показателя допустимой интенсивности в большую сторону. Например, для дороги 4 категории значение возрастает с 1000 до 3000 единиц техники, для дороги 5 категории – до 300 ТЕ вместо 150. Мотоцикл без коляски определяется как 1/2 легкого автомобиля, грузовик 2-6 т – два легковых авто.

 

Показатели качества автодорог

Параметры качества дорог общего пользования напрямую связаны с такими показателями, как поперечный профиль, допустимая скорость, ширина разделительной полосы и пр. Рассмотрим их более детально:

  • В зависимости от типа дороги, на ней могут быть от 1 до 8 полос. Ширина – от 3 до 4,5 м.
  • Общая ширина дороги – 15, 22,5 или 30 метров для первой категории, 7,5 для второй, 7 для третьей. Для дорог 4 и 5 категорий установлена ширина 6 и 4,5 м соответственно.
  • Если общая ширина автомобильной дороги может достигать 30 метров, то ширина разделительной полосы – 3 или 6 м. Для обочин данный показатель варьируется от 1,75 (5 категория) до 3,75 (1-2 категория) метров.

С максимальной и минимальной шириной дороги разобрались – что дальше? На расчетную скорость влияют такие параметры, как продольный уклон, видимость, радиус кривой и пр. 

Нужно учитывать тот факт, что автомобильная дорога – это комплексное сооружение со своими нормативными требованиями. К основным показателям качества относятся техническое, эксплуатационное состояние трассы. Соответствуют ли геометрические параметры (ширина проезжей части, значения обочины, протяженность спусков) установленным значениям? Какие габариты построенного моста, его грузоподъемность? Как меняются характеристики дороги и оборудования под воздействием транспорта, погоды? Чтобы определить качество полотна, нужно дать четкие ответы на эти вопросы.

 

Требования к содержанию дорог

Для начала стоит определиться с понятием «содержание дороги». Речь идет о комплексе мероприятий, направленных на поддержание трассы в хорошем состоянии, пригодном для удобного и безопасного передвижения. Профилактические работы проводятся не зависят от типа автомобильных дорог и проводятся на регулярной основе. Они помогают добиться нормативной скорости. Содержание автомагистралей включает в себя такие мероприятия:

  • Уход за основной дорогой, сооружениями.
  • Ликвидация повреждений, возникших после эксплуатации.
  • Ремонт более серьезных повреждений.
  • Организация движения таким образом, чтобы сохранить и продлить эксплуатационные характеристики полотна.
В Украине запущена онлайн карта ремонтов дорог.

Понятие ремонт дороги довольно обширное. Оно подразумевает целый комплекс профилактических мер, направленных на восстановление проектных параметров, улучшение эксплуатационных характеристик. Иногда достаточно просто восстановить слой износа, улучшить ровность. Однако чаще всего приходится усиливать дорожную одежду и заделывать ямы, восстанавливать конструкции, проводить их полную замену. Увеличение ширины проезжей части, многие другие работы тоже относятся к содержанию дорог.

 

Основные принципы проектирования автомобильных дорог

Строительство дорог в Украине начинается не с проектирования. Сначала нужно определить популярные места приема грузов, установить востребованные направления и объемы грузоперевозок по маршруту, который появится в будущем. 

Если взглянуть на карту состояния автодорог Украины, можно увидеть одну интересную закономерность. Прямая линия – это кратчайшее направление, которое соединяет точку А с точкой Б на карте. Но ведь проектирование и строительство автомобильных дорог по прямой практически не ведется. В первую очередь, из-за большого количества препятствий. Это могут быть не только реки, но и широкие озера, леса и пр. Преодоление участка на поверку оказывается сложным, дорогим. К тому же, препятствия бывают не только контурными, но и высотными (горные хребты). Поэтому автомобильные дороги общего пользования чаще всего строят в обход. Данное правило распространяется и на плодородные земли, которые представляют особую ценность для фермеров.

Дороги государственного значения всегда стараются строить в обход населенных пунктов. Но если такой возможности нет, их проектируют как улицы магистрального уровня.

Как именно будет выглядеть дорога на местности, зависит от документации. Существует Генеральная схема планирования всей территории страны и отдельных областей, районов, населенных пунктов. При выборе оптимального варианта расположения важно учитывать:

  • Бюджет – во сколько обойдется строительство?
  • Затраты на дальнейшее обслуживание и ремонт.
  • Себестоимость грузоперевозок.
  • Безопасность передвижения транспорта.
  • Воздействие автомагистрали на окружающую среду.

При детальном изучении характеристик автомобильных дорог в Украине выяснилось, что они рассчитаны на передвижение транспортных средств с такими параметрами:

  • Ширина автомобиля, трактора или комбайна, которые едут по выбранному маршруту, не должна быть больше 260 см. В отношении высоты значения другие – 435 см.
  • ТС не должно быть длиннее 12 метров. Если речь идет о движении автопоезда, допускается увеличение длины на 10 метров, то есть 22 метра.

Что касается самой конструкции (дорожное основание плюс покрытие), оно рассчитывается с учетом нагрузок на ось. Для скоростных трасс, по которым передвигается много автомобилей (1, 2 категории) это значение равно 11,5 тонн, для 3-4 типа – 10 тонн, для 5 типа – почти в два раза меньше (6 тонн).

В статье был сделан детальный обзор дорог, которые существуют в Украине. В частности, мы рассмотрели главные элементы автодорог, основные параметры проектирования и показатели качества. Одним из главных критериев дороги является ее приспособленность для движения. Она состоит из проезжей части и разделительной полосы, может быть дополнена обочиной, тротуаром и даже трамвайными путями.

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Advertisement

Материалы по теме

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

По мере электрификации внедорожной техники и оснащения машин функциями, обеспечивающими их взаимодействие с другими машинами и устройствами, растут требования, предъявляемые к таким системам, как системы СВКО.

18 Фев 2022, 10:00

eye-icon

36

comment-icon

0

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

Все большее значение для строительной отрасли приобретает выставка потребительской электроники Consumer Electronics Show, ежегодно проходящая в январе в Лас-Вегасе, США, при поддержке ассоциации Consumer Electronics Association.

9 Фев 2022, 10:30

eye-icon

24

comment-icon

0

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Последние несколько лет бизнес-сегмент Terex Materials Processing (Terex MP), специализирующийся на проектировании и производстве дробильно-сортировочного оборудования, активно разрабатывает новые цифровые продукты в различных областях, в том числе системы управления товарно-материальными запасами, телематические системы, а также системы eCommerce

4 Фев 2022, 10:00

eye-icon

23

comment-icon

0

Advertisement