Тяжелый карьерный самосвал Scania: первые впечатления
В июле 2019 г. предприятие «Горняк» приобрело два «сорокотонника» Scania для эксплуатации в гранитном карьере. Одно из основных направлений деятельности компании — производство щебня. Сырье добывают на территории Кременчугского карьероуправления «Кварц». Именно там работают новые машины: перевозят горную массу, вскрышные породы и готовую продукцию.
Журналисты интернет-портала «ЗАПОВНЮВАЧІ» побывали на карьере, увидели тяжелые самосвалы в работе и пообщались с представителями предприятия.
С грузом идет легко
С верхнего уступа карьера две оранжевые Scania больше похожи на игрушечные автомобили, чем на карьерные самосвалы. Впечатление усиливает световая иллюминация: над передним бампером сияет бело-голубой цвет фар, над кабиной сверкают оранжевые проблесковые маячки. Двери первой машины украшают цифры «10». Следом, на расстоянии, идет такая же «одиннадцатка».
Машины спускаются на нижний горизонт карьера — на глубину около 130 метров. Кое-где прямо из каменных стен карьера сочится вода. Пенится, водопадами течет вниз, на самой подошве собирается в озеро. Серым серпантином авто направляются туда, где почти на берегу водоема работает желтый, размером с деревенский дом, экскаватор «ЭКГ».
— Именно так и надо, — отвечает тот. — Машина резвая, дорогу проектировали так, чтобы свободно ехали в полтора раза более широкие самосвалы. Если бы все были Scania, хватило бы дороги в полтора раза уже. Меньше потратили бы времени и средств на обустройство.
Дойдя до площадки-кармана, первый автомобиль останавливается. За два движения взад-вперед разворачивается и задним ходом приближается к экскаватору. Тот с кучи, образованной после взрыва, поднимает горную массу, высыпает в кузов. Пять ковшей. «Десятка» уезжает, «одиннадцатка» второй становится под загрузку.
Первая машина спокойно и уверенно начинает свое движение вверх. Идет почти с той скоростью, с которой и спускалась. Выехав со спиральной воронки, поворачивает направо, подъезжает к приемному бункеру щековой дробилки. Мощная гидравлика быстро поднимает кузов. Кстати, кузов карьерного самосвала изготовлен из специальной высокопрочной стали Hardox 450, устойчивой к абразивным и ударным нагрузкам. Авто разгружается и идет на новый круг в карьер.
Выносливые, надежные и комфортные
После полугода работы в сверхтяжелых условиях по 20 часов в сутки машины выглядят, как новенькие. Они ежедневно поднимают горную массу из глубины 130 метров. Перевозят и вскрышные породы: почву, глину. Породы насыщены водой, но благодаря современной конструкции кузова — плотному закрытию задней крышки — не высыпаются во время движения.
Самосвалы выбирали под конкретные условия карьера. Обычные карьерные самосвалы выносливые, но при этом дорогие, очень медленные и требуют много топлива. Поэтому на предприятии решили рассмотреть другие варианты. Ознакомились с новинками от Вольво, Татра. Техника этих производителей выглядела крепкой, «ширококостной». Но в большинстве из них защитные козырьки накрывают только две трети кабины. А это значит, что на каждой загрузке водителю придется выходить из машины.
По поводу Scania сомневались: слишком хрупкие с виду. Скептический настрой относительно шведских красавиц прошел только после испытаний в реальных условиях. Скания предоставила машину для тест-драйва. Неделю работали на ней с полной нагрузкой. Использовали на вскрыше, в карьере. Остались довольны по всем параметрам: надежности, выносливости, скорости, расходам топлива и, конечно же, цене. После полугода работы директор ЧАО «Горняк» Евгений Федотов радуется, что выбрал именно Scania.
Цифра: Сейчас за смену два сорокатонника перевозят более 3 тыс тонн вскрышных пород.
Всегда готовы к работе
Есть в содержании машин определенные особенности. БелАЗ, например, можно отремонтировать в мастерских предприятия, на месте. Хоть капремонт двигателя, хоть трансмиссии. А Scania — только в сервисном центре. Мелкие неисправности там устраняют быстро, а больших по полгода не было. Коэффициент технической готовности в течение этого времени составил 0,98, далее — производитель гарантирует не менее 0,9. Это почти вдвое выше, чем у остальных машин.
Электроника, которой оснащены новые самосвалы, постоянно следит за их техническим состоянием. Компьютер диагностирует, есть ли неполадки, предупреждает о возможных неисправностях. Сам сообщает об этом в сервисные центры. Там сразу видят эти сообщения и могут подсказать, что делать.
Цифра: В течение полугода машины проходили по 3000 км в месяц. Сейчас нагрузки повысили: ходить по 4000-4500.
- Двигатель — 440 л.с., крутящий момент — более 2 тыс Н·м.
- Усиленная коробка передач с системой автоматического переключения передач Scania Opticruise -14 ступенчатая (12 + 2).
- Дополнительная тормозная система с максимальным тормозным моментом 4100 Н·м- ретардер Scania.
- Грузоподъемность — 40 тонн.
- Усиленная рама толщиной 17,5 мм.
В следующих материалах более подробно расскажем за счет чего тяжелые самосвалы Scania эффективные; как в них обеспечен комфорт и безопасность водителя; поделимся опытом использования машин на индийских и бразильских карьерах; расскажем, как организована система техобслуживания (кстати, у Scania 12 сервисных центров в Украине) и расскажем об условиях приобретения Scania G440 8×4 XT.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0