Хотите оставаться конкурентоспособными на рынке? Учитесь производить кубовидный щебень

Статьи Технологии

5 Июн 2020, 10:38

eye-icon

102

comment-icon

0

2020 год имеет все шансы стать уникальным. Укравтодор запланировал на этот год ремонт 4,2 тыс км дорог государственного значения. Всего на строительство и ремонты дорог предусмотрено рекордное финансирование — более 90 млрд грн из разных источников.

Планы становятся действительностью

Для того, чтобы успеть все сделать, ремонты начали еще в марте. На сегодня работы ведутся уже на 2,7 тыс км дорог.

Кроме рекордной суммы на строительство и ремонт дорог, также предъявляются жесткие требования к качеству проведенных работ. Поэтому дорожно-строительные компании закупают новую технику, строят асфальтобетонные заводы и более придирчиво относятся к качеству заполнителей, из которых изготавливают асфальтобетонную смесь.

Учитывая, что в составе щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) до 80% составляет щебень, особое внимание уделяют именно его качеству.

Если раньше основным требованием к производителям щебня было соблюдение параметров по лещадности, то теперь дорожно-строительные компании стремятся покупать кубовидный щебень.

Дорожники поднимают планку 

Качественные инертные материалы, в частности, щебень — основа качественного дорожного покрытия. Закупая их дорожники тестируют материалы в лабораториях, чтобы быть уверенными в их надлежащем качестве.

В Украине немногие производители щебня могут производить именно кубовидный щебень. Ведь для этого требуется специальное оборудование и технология. Большинство карьеров работают на устаревшем оборудовании и используют технологические схемы, которые остались в наследство от советских времен. Но сегодня вопрос модернизации стал ребром: ты или продаешь щебень или нет.

Поэтому мотивацией должна быть уже не только эффективность работы или экономия ресурсов, а вопрос: останешься ли ты на рынке щебня и будешь ли его продавать дорожным компаниям.

Цифра. Внутренний рынок продажи щебня в 2018 году составил около 60 млн тонн, из них более половины щебня было продано для дорожной отрасли. На сегодня дорожники закупили уже более 10 млн тонн щебня.

Первые звоночки от дорожников появились еще в конце прошлого года. Тогда они потребовали от карьеров щебень, который отвечает не параметрам лещадности, а именно кубовидности.

«Ранее дорожники смотрели на лещадность, а с конца прошлого года начали обращать внимание именно на кубовидность. Так, кубовидный щебень сложнее получить. Для этого требуется дополнительная обработка. Поэтому на одном из карьеров нашего предприятия мы запустили центробежную дробилку, чтобы дополнительно обрабатывать щебень. Ранее хватало одной стадии дробления, сейчас же, чтобы получить достойный продукт, проводим щебень через 2-3 стадии. При этом существенно увеличивается количество отсева. Идут потери производства, но по-другому дорожники брать щебень не хотят»,

— рассказал представитель групы предприятий ТЕХНОБУД ГРУП Андрей Доминич.

Именно кубовидный щебень, вместе с качественными вяжущими, является залогом качественного дорожного покрытия. Как рассказал заведующий отделом дорожно-строительных материалов ГосДорНИИ Иван Копинец, коэффициент кубовидности является более жестким параметром, чем лещадность. Сегодня дорожно-строительные компании требуют, чтобы количество кубовидных зерен было более 50%.

«Лещадность — соотношение толщины к длине 1 к 3, а коэффициент кубовидности — это содержание зерен с околотой поверхностью кубовидной формы, толщина и ширина которых менее длины не более чем в 2 раза. Это указано в стандартах 2015 года, ДСТУ Б В.2.7-127: 2015. Кубовиднисть щебня конечно влияет на качество асфальтобетонных смесей, в которых большое содержание щебеночной фракции. Если данное требование не будет обеспечено, то большая вероятность измельчения щебня при уплотнении и в процессе эксплуатации», 

— отметил Иван Копинец.

Зачем нам именно кубовидный щебень

Мы пообщались с начальником лаборатории одной из ведущих дорожно-строительных компаний Украины — «Автомагистраль-Юг» Виталием Екимовим. Он рассказал, почему компания стремится использовать именно кубовидный щебень, и как, собственно, его проверяют.

«Сейчас мы все больше углубляемся в систему суперпейв, которая предназначена для создания асфальтобетонных покрытий с лучшими эксплуатационными характеристиками. Мы стремимся улучшать качественные характеристики асфальтобетонных смесей. Уже провели большую работу по вяжущим, в частности, количеству и соотношению специальных добавок к битуму, чтобы использовать лучшее вяжущее. Сейчас же занялись улучшением характеристик инертных материалов, в частности, щебня. В этом году мы ввели новую систему контроля. Если раньше смотрели на лещадность 1: 3, то теперь обращаем внимание на коэффициент кубовидности.

Мы расширили лабораторию и оборудовали ее специальными щелевидными и квадратными ситами с помощью которых мы определяем коэффициент кубовиднисти щебня (количество кубовидных зерен)»,

— рассказал Виталий Екимов.

Щелевидные сита.
Квадратные сита.

В компании считают, для того, чтобы быть конкурентоспособными и оставаться на рынке, производители щебня должны отвечать требованиям времени, модернизировать оборудование и выдавать качественный продукт, отвечающий стандартам. Многие из них уже сделали первые шаги в этом направлении: одни установили центробежные дробилки, другие — роторные, третьи добавили специальные дополнительные щелевидные сита через которые отсеивают лещадку.

Как получить кубовидный щебень?

Как видим, встал насущный вопрос — как получить востребованный на рынке качественный кубовидный щебень? В следующих материалах мы расскажем о технологии и оборудовании для производства кубовидного щебня, на что надо обращать внимание, чего придерживаться. Расскажем о реальных кейсах в Украине и за рубежом, где уже производят кубовидный щебень.

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Advertisement

Материалы по теме

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

По мере электрификации внедорожной техники и оснащения машин функциями, обеспечивающими их взаимодействие с другими машинами и устройствами, растут требования, предъявляемые к таким системам, как системы СВКО.

18 Фев 2022, 10:00

eye-icon

37

comment-icon

0

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

Все большее значение для строительной отрасли приобретает выставка потребительской электроники Consumer Electronics Show, ежегодно проходящая в январе в Лас-Вегасе, США, при поддержке ассоциации Consumer Electronics Association.

9 Фев 2022, 10:30

eye-icon

24

comment-icon

0

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Последние несколько лет бизнес-сегмент Terex Materials Processing (Terex MP), специализирующийся на проектировании и производстве дробильно-сортировочного оборудования, активно разрабатывает новые цифровые продукты в различных областях, в том числе системы управления товарно-материальными запасами, телематические системы, а также системы eCommerce

4 Фев 2022, 10:00

eye-icon

23

comment-icon

0

Advertisement