Как Укравтодор планирует восстанавливать мосты в Украине
Мостопад
20 мая в Днепропетровской области обрушился мост во время того, как по нему проходила фура, загруженная металлическими трубами. Общий вес фуры составлял 36 тонн.
8 июня подобная ситуация произошла в Тернопольской области. Водитель фуры с 8 тоннами песка не зная, что мост аварийный и не пригоден для проезда, заехал на него. В результате этого произошел обвал моста.
Подобные ситуации были в Украине и раньше. Ведь подавляющее большинство мостовых переходов было построено более 40 лет назад. Поэтому срок эксплуатации многих из них уже подходит к концу. А учитывая ненормативные нагрузки, вызванные перегруженными фурами, многие из мостов знаходятся в действительно плачевном состоянии.
Решение проблемы требует основательного подхода
Вопрос неудовлетворительного состояния мостового хозяйства уже давно требовал системного решения.
Недавно Государственное агентство автомобильных дорог Украины и ГП «ГосдорНГИ» разработали концепцию Государственной целевой экономической программы восстановления мостов на автомобильных дорогах общего пользования государственного и местного значения на 2020 — 2025 годы.
- Однако эти цифры могут быть еще выше, ведь было обследовано только 35% от общего числа мостов, чуть более 5 600 объектов мостового хозяйства.
- Оказалось, что в исправном состоянии лишь 2% сооружений.
- Средний возраст мостов составляет 56 лет, а 81% построено более 40 лет назад.
- Лишь 36% мостов по весо-габаритным параметрам соответствуют современным стандартам.
- Около 3% нельзя эксплуатировать в принципе.
- Количество нетрудоспособных и аварийных объектов растет очень быстро. Так, за прошедшие 5 лет их количество удвоилось и составляет 152, в том числе на дорогах государственного значения 124, местного — 28.
Ближайшие планы и перспективы
Программа восстановления мостов рассчитана на 5 лет. Поэтому часть мостовых переходов будут ремонтировать в первую очередь, уже в этом году, остальные — в последующие годы.
Разработчики концепции руководствовались двумя критериями — запросы от местных властей и критичность состояния сооружений. Прежде всего будут ремонтировать мосты 4 и 5 категории, то есть те, которые непригодны или ограниченно пригодны к эксплуатации. По ним риски такие же, как по мосту возле Никополя, пояснил на брифинге председатель Укравтодора Александр Кубраков.
Объектов, которые предстоит восстановить в течение следующих пяти лет, насчитали 1 385. На эти цели понадобится 28,7 миллиарда гривен.
Средства будут поступать из Государственного и местного бюджетов, а также от инвесторов и международных финансовых организаций. В текущем году восстановят по 3-4 моста в каждой области. Но при этом еще далеко не все объекты обследованы.
В этом году намечено отремонтировать 73 сооружения. На их восстановление необходимо 3,5 миллиарда гривен. На поддержание в эксплуатации и сохранения предусмотрено еще 480 млн грн. Дополнительно к названному объему есть проектная документация еще на 60 объектов. На половину из этого количества документация прошла экспертизу. Для остальных нуждается в корректировках.
Вопрос обсуждался с экспертами. Учитывая острую необходимость, по мнению участников обсуждения, акцент с самого начала следует делать на капитальных ремонтах, улучшении весогабаритных показателей. Защите от разрушения грузовиками будет способствовать применение систем взвешивания в движении Weigh-in-motion (WiM).
Сейчас концепция государственной программы восстановления мостов находится на этапе обсуждения, ознакомиться с ней можно на сайте ведомства. После принятия и учета замечаний и предложений от общественности, будет подготовлено распоряжение Кабинета Министров относительно принятия программы, уточнения в Государственный и местные бюджеты.
Необходимо начинать уже сейчас
Как отметил Александр Кубраков, проект восстановления мостов максимально направлен на поддержку национального производителя.
— заявил руководитель Укравтодора.
На начальном этапе придется преодолеть определенные трудности. Главная из них — нехватка техники и специалистов соответствующей квалификации. Ведь в последние годы на рынке работали только 13 отечественных компаний по ремонту и строительству искусственных сооружений.
Но наша страна имеет достаточно развитую промышленность. Поэтому опоры, фундаменты, металлоконструкции, щебневые материалы и цемент можно выработать в Украине. Ожидается, что локализация при строительстве составит 90%.
«ЗАПОВНЮВАЧІ» пообщались на эту тему с директором ГП «ГосдорНГИ», кандидатом экономических наук Артемом Безуглым.
— Готов ли, по Вашему мнению, отечественный бизнес к освоению расширенного поля работ?
Мы начинаем масштабное строительство. А спрос, как известно, порождает и предложение. Программа рассчитана на перспективу. Поэтому бизнес будет вкладывать средства, привлекать людей. Я думаю, что дорожно-строительные компании откроют для себя новые направления, включая и мостовое строительство. Без сомнения, будут и новые предприятия.
— Как будет решаться одна из главных проблем — кадровая?
Да, стране нужны специалисты дорожной отрасли, а мостовой — особенно. В ближайшие годы на них будет большой спрос. А значит — и высокая оплата труда. Уже сейчас даже после второго курса студент имеет возможность хорошо зарабатывать, работать, приобретать практический опыт. Поэтому будет расти заинтересованность молодежи в приобретении престижной профессии. Думаю, что вернутся домой и те специалисты, которые до недавнего времени строили мосты в Украине, а сейчас нашли работу за рубежом.
— На что потенциальным подрядчикам надо обратить внимание в первую очередь?
На соблюдение тех квалификационных критериев, которые предусмотрены законодательством. Всего их четыре:
- Требования к технике, которая будет задействована в работах. Подрядная организация должна иметь ее в собственности или взять в аренду, лизинг. Условия тендеров будут предусматривать не только строительство, но и проектирование. Не имея современного оснащения подрядчик не сможет в определенные сроки разработать проект.
- Кадры. Надо подтвердить, что организация имеет соответствующее количество квалифицированных работников.
- Опыт работы на аналогичных контрактах. Здесь есть проблема, потому что в последние годы работы на мостах почти не велись. Поэтому придется привлекать широкий спектр субподрядчиков. Конкуренция не будет легкой. Ведь к участию в тендерах будут иметь доступ и зарубежные компании. Но для нас важно, чтобы каждая вложенная гривна возвращалась в экономику. Поэтому, уверен, что предпочтение будет отдаваться тому подрядчику, который, например, будет привлекать больше отечественных рабочих и применять отечественные материалы. Восстановление мостов — это путь к развитию отечественного производителя. И дать возможность восстановить то, что забыто или потеряно.
- Финансовая состоятельность. Предпочтение будет отдаваться надежным, стабильным предприятиям.
Среди неценовых критериев наверняка будут экологические требования. Например, применение металлургических шлаков, скажем, в нижних слоях на подходе к мостам.
Напомним, что в течение следующих пяти лет в инфраструктуру страны будет вложено более 20 миллиардов долларов. Они пойдут в том числе на строительство дорог, развитие морских портов и наращивание оборонных мощностей.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0