Микросюрфейсинг и Сларри Сил — эмульсионно-минеральные смеси для защиты дорог: их применение и преимущества

Статьи Технологии

13 Авг 2020, 22:45

eye-icon

354

comment-icon

0

ООО «Дорстрой Сервис Групп» ремонтирует дорогу Н-03 Житомир-Черновцы по технологии «Сларри-Сил»

Поверхностная обработка дороги для защиты от износа проводилась в Украине давно. Правда выглядело это не так, как сейчас. В самую жару, когда от солнца асфальт становился мягким, асфальтовые трассы заливали жидким битумом, а сверху засыпали щебнем средней крупности.

Такой ремонт дорог в Украине путем обработки давал неплохие результаты. Восстанавливалось покрытие, затягивались трещины в асфальтобетоне, дороге возвращалась «цепкость». Благодаря обновлению защитного слоя срок службы асфальтобетона рос. Поверхность дороги становилась ровной и черной.

Но от такого способа обработки отказались: с одной стороны — из-за вреда, который этот способ ремонта наносил машинам и экологии. С другой — из-за повышения качества асфальтобетонных смесей уменьшилась экономическая эффективность обработки.

Новая форма меняет содержание

В последние годы интерес к защитным покрытиям снова возрос. Прежде всего потому, что с их помощью можно быстро и сравнительно недорого восстановить эксплуатационные свойства и продлить срок от строительства до капитального ремонта. Разработки ученых и развитие технологий дорожного строительства дали для этого новые средства. Они безопасны и для машин, и для природы.

Наибольшее распространение среди новых способов ремонта дорог получило применение ЛЭМС (литых эмульсионно-минеральных смесей).

Если говорить в целом, то типичный состав ЛЭМС следующий:

  • каменный заполнитель (песок, щебень, гравий);
  • эмульсии дорожные битумные;
  • цемент;
  • специальные добавки, которые регулируют скорость распада эмульсии;
  • вода.

То есть, пока вода препятствует слипанию каменного материала и битума, смесь подвижна. Как только водная прокладка «уходит», эмульсия распадается, битум прочно сцепляется с зернами заполнителя и связывает материал в твердую массу. ЛЭМС готовится и укладывается в холодном виде. Как правило, смесь уплотняется сама, без внешней помощи.

В США шламовые изолирующие слои начали использовать в конце сороковых годов прошлого века — в Калифорнии. Их назвали «Slurry Seal». Сейчас технология Сларри Сил (Slurry Seal) и ее развитие — Микросюрфейсинг (Micro-Surfacing) в числе самых популярных.

Сларри Сил и Микросюрфейсинг — технологии обработки дорожного покрытия литыми эмульсионно-минеральными смесями, которые укладываются с помощью специального оборудования, и увеличивают срок службы дорожного покрытия, защищая его от износа.

Их отличие заключается в скорости распада эмульсии, которая используется, и твердения смеси, а также, в толщине слоя, который укладывается за один проход. Также для их укладки используется различное оборудование.

Тонким прочным слоем

Технология Сларри Сил обеспечивает процесс восстановления качества покрытия с помощью тонкослойной смеси. У нее очень высокие адгезионные свойства. Поэтому смесь плотно прилипает к изношенной поверхности полотна. Однако, перед нанесением смеси старый асфальт надо хорошо подготовить — вымыть, очистить от пыли и грязи. Чтобы те не препятствовали слипанию.

Сларри Сил применяют для следующих целей:

▪️ заливка небольших трещин, герметизация еще крепкого, но потрескавшегося и окислившегося покрытия;

▪️ защита дорожной одежды от проникновения внутрь воды;

▪️ улучшение текстуры поверхности и сцепки с дорогой;

▪️ защита верхнего слоя от износа и повышения его долговечности;

▪️ снижение шума при движении машин.

Технология Сларри Сил бывает трех типов. Отличие между ними заключается во фракциях заполнителей.

Итак, может использоваться:

  1. Очень мелкий щебень. Это позволяет эмульсии хорошо проникать в трещины и щели, образовавшиеся в дорожном покрытии. Применяется при реконструкции автомобильных дорог с малой интенсивностью движения.
  2. Щебень средних размеров. Покрытие получается более твердое и может работать на средне загруженных дорогах.
  3. Крупные фракции заполнителя. Это позволяет ремонтировать дорожное покрытие с большими трещинами и незначительными разломами. Твердая масса выдерживает большие нагрузки.

Для приготовления смесей применяют хорошо промытый каменный материал.

Толщина покрытия Сларри Сил — от 1 до 1,5 размера каменных зерен, то есть до 8 мм. В смеси применяется материал однородный по гранулометрическому составу. При увеличении толщины (для улучшения механических свойств и устойчивости к сдвигу) применяются латексные модификаторы. Смесь имеет высокое поверхностное натяжение и относится к самовыравнивающимся.

С помощью Сларри Сил можно выровнять незначительную колейность и продольные деформации профиля. Так как в затвердевшей массе практически нет пустот, она хорошо сопротивляется сдавливанию под колесами автомобиля. В Сларри Сил применяют «эмульсии быстро схватываются». После нанесения покрытия, движение можно открывать через 1-4 часа.

За время срока службы дороги смеси Сларри Сил сокращают расходы на текущий ремонт до 38%.

Больше слой, шире применение

Микросюрфейсинг появился как дальнейшее развитие Сларри Сил. С его помощью создают достаточно толстое и прочное покрытие износа. Микросюрфейсинг можно укладывать в два слоя по 25-30 мм. В некоторых случаях общая толщина достигает 75 мм.

При технологии Микросюрфейсинг применяется больший каменный материал. Вяжущие связывают его еще сильнее, чем в Сларри Сил. Покрытие без деформации выдерживает большую нагрузку. Для лучшей устойчивости к сдвигу, в смесях применяют латекс.

Микросюрфейсинг применяют:

  • для устранения колейности, исправления незначительных дефектов профиля;
  • для расширения обочин;
  • во всех случаях, где можно применять Сларри Сил.

Микросюрфейсинг относятся к числу «эмульсий быстрого открытия движения». Они застывают всего за 30-60 минут. Если покрытие укладывается в два прохода, то при первом закрываются трещины и выравнивается поверхность. Второй рекомендуется проводить не ранее чем через сутки. А когда ремонт закончен, движение можно открывать уже через 30 минут. При этом, на час скорость езды ограничивается до 40 км/ч.

Обработка ЛЭМС восстанавливает изношенный верхний слой, выполняющий функции гидроизоляции и связывает края трещин, останавливая их развитие, а также улучшает сцепление колес с дорогой.

Основные преимущества Сларри Сил и Микросюрфейсинга

Расскажем подробнее о достоинствах обеих технологий.

  1. Обе технологии предназначены для предотвращения разрушения дорожного покрытия. Позволяют быстро восстановить его эксплуатационные характеристики.
  2. Их можно укладывать с высокой скоростью — 3-6 км/ч.
  3. При их укладке не нужно переставлять бортовой камень.
  4. Обе смеси работают как протектор — для профилактики износа верхнего слоя.
  5. Эти смеси более устойчивы, чем асфальтобетон к колееобразованию и водонасыщению. Их можно укладывать при низких температурах. Это расширяет сроки дорожно-строительного сезона.
  6. Покрытие Сларри Сил и Микросюрфейсинг выдерживают большие нагрузки и интенсивность движения. Средний срок их службы — 3 года.

Оборудование для укладки ЛЭМС

Состав Сларри Сил и Микросюрфейсинг каждый раз подбирается индивидуально в дорожной лаборатории. Учитываются свойства заполнителя, битума и отвердителей, чтобы составляющие хорошо «схватились» и эмульсия распалась в заданный срок.

Для укладки смесей не подойдет обычный асфальто- или бетоноукладчик. Оба вида смесей укладывают однопроходным мобильным укладочным комплексом. В нем же идет и приготовление эмульсии. Компоненты в заданной дозировке, каждый со своего бункера поступают в смеситель составителя. На приготовление эмульсии уходит не более минуты. Готовая смесь подается в распределительный бункер. Из него масса укладывается по заданной толщине и ширине.

Первую машину циклического действия для нанесения смесей изготовила фирма Slurry Seal Incorporated of Waco (Техас) в конце шестидесятых годов прошлого века. Агрегат базировался на автомобильном шасси. Новые технологии бурно развивались в Америке, Европе и других частях света. С 80-90 гг уже европейские компании стали доминировать в проектировании и изготовлении техники для Micro-Surfacing.

ЛЭМС укладывают при помощи специального оборудования.

Сейчас укладочные машины производят в США, Европе и Китае. Агрегат может быть самоходным или смонтированным на грузовом автомобиле. Наиболее распространены смесители-укладчики марок VSS (Valley Slurry Seal), RES (Rayner Equipment Systems), Breining, Bergkamp, ​​WEIRO, Breining Fayat Group, Metong, Sinoroader, XRMC. Например, машина МinimacCR-1000 работает непрерывно и укладывает в минуту до 1,5 т массы.

Более производительная XRMC MS9B оборудована двумя смесительными валами и за то же время укладывает до 2,5 т. Наиболее производительные машины укладывают в минуту до 4 тонн. Объем разделенного на секции бункера может достигать 14 м3. Чаще всего полоса имеет ширину до 4 м, иногда — до 4,98 м.

В Украине есть и потребность, и технологии, и оборудование

Об истории применения ЛЭМС в Украине интернет-порталу ЗАПОВНЮВАЧІ рассказал Президент Национальной ассоциации дорожников Украины Николай Березовский.

 Он отметил, что в Украине технологии Сларри Сил и Микросюрфейсинг начали применять почти четверть века назад.

Среди крупнейших ремонты:

▪️ 1996 — 1997 гг. — участков на автодорогах Киев-Одесса и Ростов-Одесса (СП «Джирджис»);

▪️ 1999 г. — отрезка в 4,5 км на дороге Киев-Одесса (фирма C.S. BITUNOVA, Словакия);

▪️ 1999 г. — цементобетонного покрытия полосы аэропорта «Борисполь» (C.S. BITUNOVA, Словакия и RASCHIGAG, Германия);

▪️ 2001 г. — 3-километрового участка дороги Киев-Одесса (СП «БИТУНОВА УКРАИНА»); ремонт дорог в Ровенской области (ЗАО «Луцкавтодор»), подъезда к автодороге Киев-Боярка.

В течение этих лет украинские специалисты получили опыт устройства покрытий с эмульсионно-минеральными смесями. И уже в 2008 году институт «Укрдортехнология» подготовил Технологические карты «Устройство тонкослойных покрытий при текущем ремонте автомобильных дорог».

«К сожалению, с 2005 года объемы обработки дорог уменьшились. Причина — сокращение финансирования. Уверен: теперь, с расширением объемов ремонтов дорог, технологии укладки тонкослойных защитных покрытий из литой эмульсионно-минеральной смеси будут применяться все чаще«,

— отметил Президент Национальной ассоциации дорожников Украины Николай Березовский.

Зарубежная практика показала: если вовремя вложить деньги в укрепление дороги, это сэкономит в шесть раз больше, чем придется потратить на повторное асфальтирование дорог после того, как покрытие разрушится. Сейчас и в предстоящие годы объемы ремонта старых и строительства новых автодорог в Украине растут. Поэтому и экономическая целесообразность применения технологий ЛЭМС будет расти.

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Оставить комментарий:

Advertisement

Скреперы K-Tec

Материалы по теме

Почему беспилотные грузовики появятся сначала в карьерах

Почему беспилотные грузовики появятся сначала в карьерах

Одна из основных задач для всех отраслей промышленности - создание решений, способных обеспечить максимальную эффективность использования подвижного состава на горных предприятиях за счет современных средств автоматизации. Первой отраслью, где это произойдет, скорее всего будет добыча полезных ископаемых шахтным способом и разработка карьеров, где автоматизация производственных процессов идет полным ходом. Такого мнения придерживаются в Volvo Autonomous Solutions.

19 Мар 2021, 16:35

eye-icon

20

comment-icon

0

Назначение, классификация и технология производства холодного асфальта

Назначение, классификация и технология производства холодного асфальта

Появление холодного асфальта на рынке стало настоящим открытием, существенно упростившим работу коммунальных служб. Какой еще материал позволяет делать ямочный ремонт зимой без потери свойств? Прицельно изучим характеристики, состав, сравним плюсы и минусы, даже посчитаем примерный расход.

4 Фев 2021, 12:14

eye-icon

120

comment-icon

0

Автомобильные дороги: обо всем и сразу. Классификация, характеристики, основные принципы проектирования и показатели качества

Автомобильные дороги: обо всем и сразу. Классификация, характеристики, основные принципы проектирования и показатели качества

За тысячи лет существования назначение дорог не изменилось. Они по-прежнему используются для передвижения транспорта и людей, соединяют населенные пункты и отдельно стоящие объекты. Что еще вы знаете о дорогах? Предлагаем не ходить вокруг да около, а углубиться в данную тему и детально рассмотреть основные правила обустройства автомобильных дорог, распространенные классификации и главные показатели качества.

3 Фев 2021, 16:20

eye-icon

36

comment-icon

0

Advertisement