Микросюрфейсинг и Сларри Сил — эмульсионно-минеральные смеси для защиты дорог: их применение и преимущества

Поверхностная обработка дороги для защиты от износа проводилась в Украине давно. Правда выглядело это не так, как сейчас. В самую жару, когда от солнца асфальт становился мягким, асфальтовые трассы заливали жидким битумом, а сверху засыпали щебнем средней крупности.
Такой ремонт дорог в Украине путем обработки давал неплохие результаты. Восстанавливалось покрытие, затягивались трещины в асфальтобетоне, дороге возвращалась «цепкость». Благодаря обновлению защитного слоя срок службы асфальтобетона рос. Поверхность дороги становилась ровной и черной.
Но от такого способа обработки отказались: с одной стороны — из-за вреда, который этот способ ремонта наносил машинам и экологии. С другой — из-за повышения качества асфальтобетонных смесей уменьшилась экономическая эффективность обработки.
Новая форма меняет содержание
В последние годы интерес к защитным покрытиям снова возрос. Прежде всего потому, что с их помощью можно быстро и сравнительно недорого восстановить эксплуатационные свойства и продлить срок от строительства до капитального ремонта. Разработки ученых и развитие технологий дорожного строительства дали для этого новые средства. Они безопасны и для машин, и для природы.
Если говорить в целом, то типичный состав ЛЭМС следующий:
- каменный заполнитель (песок, щебень, гравий);
- эмульсии дорожные битумные;
- цемент;
- специальные добавки, которые регулируют скорость распада эмульсии;
- вода.
То есть, пока вода препятствует слипанию каменного материала и битума, смесь подвижна. Как только водная прокладка «уходит», эмульсия распадается, битум прочно сцепляется с зернами заполнителя и связывает материал в твердую массу. ЛЭМС готовится и укладывается в холодном виде. Как правило, смесь уплотняется сама, без внешней помощи.
В США шламовые изолирующие слои начали использовать в конце сороковых годов прошлого века — в Калифорнии. Их назвали «Slurry Seal». Сейчас технология Сларри Сил (Slurry Seal) и ее развитие — Микросюрфейсинг (Micro-Surfacing) в числе самых популярных.
Сларри Сил и Микросюрфейсинг — технологии обработки дорожного покрытия литыми эмульсионно-минеральными смесями, которые укладываются с помощью специального оборудования, и увеличивают срок службы дорожного покрытия, защищая его от износа.
Их отличие заключается в скорости распада эмульсии, которая используется, и твердения смеси, а также, в толщине слоя, который укладывается за один проход. Также для их укладки используется различное оборудование.
Тонким прочным слоем
Технология Сларри Сил обеспечивает процесс восстановления качества покрытия с помощью тонкослойной смеси. У нее очень высокие адгезионные свойства. Поэтому смесь плотно прилипает к изношенной поверхности полотна. Однако, перед нанесением смеси старый асфальт надо хорошо подготовить — вымыть, очистить от пыли и грязи. Чтобы те не препятствовали слипанию.
Сларри Сил применяют для следующих целей:
▪️ заливка небольших трещин, герметизация еще крепкого, но потрескавшегося и окислившегося покрытия;
▪️ защита дорожной одежды от проникновения внутрь воды;
▪️ улучшение текстуры поверхности и сцепки с дорогой;
▪️ защита верхнего слоя от износа и повышения его долговечности;
▪️ снижение шума при движении машин.
Технология Сларри Сил бывает трех типов. Отличие между ними заключается во фракциях заполнителей.
Итак, может использоваться:
- Очень мелкий щебень. Это позволяет эмульсии хорошо проникать в трещины и щели, образовавшиеся в дорожном покрытии. Применяется при реконструкции автомобильных дорог с малой интенсивностью движения.
- Щебень средних размеров. Покрытие получается более твердое и может работать на средне загруженных дорогах.
- Крупные фракции заполнителя. Это позволяет ремонтировать дорожное покрытие с большими трещинами и незначительными разломами. Твердая масса выдерживает большие нагрузки.
Для приготовления смесей применяют хорошо промытый каменный материал.
Толщина покрытия Сларри Сил — от 1 до 1,5 размера каменных зерен, то есть до 8 мм. В смеси применяется материал однородный по гранулометрическому составу. При увеличении толщины (для улучшения механических свойств и устойчивости к сдвигу) применяются латексные модификаторы. Смесь имеет высокое поверхностное натяжение и относится к самовыравнивающимся.
С помощью Сларри Сил можно выровнять незначительную колейность и продольные деформации профиля. Так как в затвердевшей массе практически нет пустот, она хорошо сопротивляется сдавливанию под колесами автомобиля. В Сларри Сил применяют «эмульсии быстро схватываются». После нанесения покрытия, движение можно открывать через 1-4 часа.
Больше слой, шире применение
Микросюрфейсинг появился как дальнейшее развитие Сларри Сил. С его помощью создают достаточно толстое и прочное покрытие износа. Микросюрфейсинг можно укладывать в два слоя по 25-30 мм. В некоторых случаях общая толщина достигает 75 мм.
При технологии Микросюрфейсинг применяется больший каменный материал. Вяжущие связывают его еще сильнее, чем в Сларри Сил. Покрытие без деформации выдерживает большую нагрузку. Для лучшей устойчивости к сдвигу, в смесях применяют латекс.
Микросюрфейсинг применяют:
- для устранения колейности, исправления незначительных дефектов профиля;
- для расширения обочин;
- во всех случаях, где можно применять Сларри Сил.
Микросюрфейсинг относятся к числу «эмульсий быстрого открытия движения». Они застывают всего за 30-60 минут. Если покрытие укладывается в два прохода, то при первом закрываются трещины и выравнивается поверхность. Второй рекомендуется проводить не ранее чем через сутки. А когда ремонт закончен, движение можно открывать уже через 30 минут. При этом, на час скорость езды ограничивается до 40 км/ч.
Обработка ЛЭМС восстанавливает изношенный верхний слой, выполняющий функции гидроизоляции и связывает края трещин, останавливая их развитие, а также улучшает сцепление колес с дорогой.
Основные преимущества Сларри Сил и Микросюрфейсинга
Расскажем подробнее о достоинствах обеих технологий.
- Обе технологии предназначены для предотвращения разрушения дорожного покрытия. Позволяют быстро восстановить его эксплуатационные характеристики.
- Их можно укладывать с высокой скоростью — 3-6 км/ч.
- При их укладке не нужно переставлять бортовой камень.
- Обе смеси работают как протектор — для профилактики износа верхнего слоя.
- Эти смеси более устойчивы, чем асфальтобетон к колееобразованию и водонасыщению. Их можно укладывать при низких температурах. Это расширяет сроки дорожно-строительного сезона.
- Покрытие Сларри Сил и Микросюрфейсинг выдерживают большие нагрузки и интенсивность движения. Средний срок их службы — 3 года.
Оборудование для укладки ЛЭМС
Состав Сларри Сил и Микросюрфейсинг каждый раз подбирается индивидуально в дорожной лаборатории. Учитываются свойства заполнителя, битума и отвердителей, чтобы составляющие хорошо «схватились» и эмульсия распалась в заданный срок.
Для укладки смесей не подойдет обычный асфальто- или бетоноукладчик. Оба вида смесей укладывают однопроходным мобильным укладочным комплексом. В нем же идет и приготовление эмульсии. Компоненты в заданной дозировке, каждый со своего бункера поступают в смеситель составителя. На приготовление эмульсии уходит не более минуты. Готовая смесь подается в распределительный бункер. Из него масса укладывается по заданной толщине и ширине.
Первую машину циклического действия для нанесения смесей изготовила фирма Slurry Seal Incorporated of Waco (Техас) в конце шестидесятых годов прошлого века. Агрегат базировался на автомобильном шасси. Новые технологии бурно развивались в Америке, Европе и других частях света. С 80-90 гг уже европейские компании стали доминировать в проектировании и изготовлении техники для Micro-Surfacing.

Сейчас укладочные машины производят в США, Европе и Китае. Агрегат может быть самоходным или смонтированным на грузовом автомобиле. Наиболее распространены смесители-укладчики марок VSS (Valley Slurry Seal), RES (Rayner Equipment Systems), Breining, Bergkamp, WEIRO, Breining Fayat Group, Metong, Sinoroader, XRMC. Например, машина МinimacCR-1000 работает непрерывно и укладывает в минуту до 1,5 т массы.
Более производительная XRMC MS9B оборудована двумя смесительными валами и за то же время укладывает до 2,5 т. Наиболее производительные машины укладывают в минуту до 4 тонн. Объем разделенного на секции бункера может достигать 14 м3. Чаще всего полоса имеет ширину до 4 м, иногда — до 4,98 м.
В Украине есть и потребность, и технологии, и оборудование
Об истории применения ЛЭМС в Украине интернет-порталу ЗАПОВНЮВАЧІ рассказал Президент Национальной ассоциации дорожников Украины Николай Березовский.
Он отметил, что в Украине технологии Сларри Сил и Микросюрфейсинг начали применять почти четверть века назад.
Среди крупнейших — ремонты:
▪️ 1996 — 1997 гг. — участков на автодорогах Киев-Одесса и Ростов-Одесса (СП «Джирджис»);
▪️ 1999 г. — отрезка в 4,5 км на дороге Киев-Одесса (фирма C.S. BITUNOVA, Словакия);
▪️ 1999 г. — цементобетонного покрытия полосы аэропорта «Борисполь» (C.S. BITUNOVA, Словакия и RASCHIGAG, Германия);
▪️ 2001 г. — 3-километрового участка дороги Киев-Одесса (СП «БИТУНОВА УКРАИНА»); ремонт дорог в Ровенской области (ЗАО «Луцкавтодор»), подъезда к автодороге Киев-Боярка.
В течение этих лет украинские специалисты получили опыт устройства покрытий с эмульсионно-минеральными смесями. И уже в 2008 году институт «Укрдортехнология» подготовил Технологические карты «Устройство тонкослойных покрытий при текущем ремонте автомобильных дорог».
— отметил Президент Национальной ассоциации дорожников Украины Николай Березовский.
Зарубежная практика показала: если вовремя вложить деньги в укрепление дороги, это сэкономит в шесть раз больше, чем придется потратить на повторное асфальтирование дорог после того, как покрытие разрушится. Сейчас и в предстоящие годы объемы ремонта старых и строительства новых автодорог в Украине растут. Поэтому и экономическая целесообразность применения технологий ЛЭМС будет расти.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
Оставить комментарий:
Ты должен войти в систему чтобы добавить комментарий.
0