Мировые лидеры: крупнейшие дорожно-строительные компании в ЕС
Страны Евросоюза, пожалуй, находятся в максимально привилегированном положении в вопросах, касающихся качества дорожно-транспортной инфраструктуры. В рейтингах качества дорог, ежегодно публикуемых на Всемирных экономических форумах, половину верхних мест неизменно занимают страны из ЕС.
Причину этого следует искать не только в финансовой состоятельности этих государств, но и в высокой культуре дорожного строительства. Вековые традиции, объединенные со свежими разработками, дают прекрасный результат. Конечно, только если добавить к ним острую конкуренцию, при которой шанс оставаться успешными есть лишь у крупных компаний — их и разберем в этой статье.
Германия
На родине автобанов серьезность отношения к уровню качества дорог можно отследить уже по объемам финансовых вложений. С 2005 г. в строительство автомобильных дорог в Германии ежегодно инвестируется 10-13 млрд евро.
Hochtief
Компания, штаб-квартира которой базируется в Эссене, скоро будет отмечать 150-летний юбилей. С момента основания в 1874 году Hochtief выросла до уровня одной из крупнейших строительных компаний мира. В штате числится около 54 тыс. работников. Общий капитал по состоянию на 2010 год оценивался в 4,26 млрд евро.
Hochtief не концентрируется исключительно на дорожном строительстве, однако, в число ее приоритетных направлений входит реализация сложных проектов транспортной инфраструктуры (например, мост Лангенфельд и Эльбский туннель на магистрали А7 на севере Германии). Компания работает по всему миру. Среди заказчиков — такие мегаполисы, как Нью-Йорк, Берлин, Сидней (автомагистраль WestConnex), Гамбург, Прага.
Помимо «Хохтиф» крупными игроками на рынке дорожного строительства в Германии являются австрийские компании Strabag и Porr.
Швеция
В десятку крупнейших строительных компаний Европы входят сразу два представителя Швеции: NCC AB со штабом в Стокгольме и Skanska AB из Сольны.
NCC AB
Отраслевой конгломерат NCC, образованный в 1988 году, считается вторым по значимости игроком строительного рынка скандинавского региона. В компании трудится более 17 тыс сотрудников, оборот составляет €6,5 млрд (на 2016 год).
В сферу интересов NCC входит проектирование и возведение коммерческой и жилой недвижимости, общественно важных дорожных сооружений. Среди таких сложных объектов — 10-километровый отрезок автомагистрали Highway 7 на юге Кракова (Польша).
Подразделение NCC Roads ежегодно производит около 6 млн тонн асфальта и 25 млн тонн инертных материалов. Продукция востребована дорожно-строительными организациями Северной Европы и Прибалтики.
Skanska AB
«Сканска» — одна из крупнейших и старейших (год основания — 1887) шведских строительных компаний.
Фирма диверсифицирована, и дорожная отрасль — только одно из направлений ее деятельности. Несмотря на экономические кризисы, наблюдается устойчивый рост: в период с 2005 по 2016 год оборот вырос с 13,2 до 17,9 млрд евро.
Skanska совместно с Balfour Beatty и Costain провела ремонт магистрали А14 в Великобритании. Стоимость контракта составила 1,4 млн фунта стерлингов.
Нидерланды
Голландские дорожно-строительные компании — в числе лидеров в вопросах разработки технологичных и экологичных решений. Например, фирма VolkerWessels прорабатывает идею строительства дорог из вторсырья. В качестве сырья планируется использовать пластиковый мусор, выбрасываемый человеком в Мировой океан. Похожую технологию также развивают их британские коллеги из компании Roland, уже зарегистрировавшие в Национальном бюро материал Durapath.
Koninklijke BAM Groep N.V.
История BAM Group началась 12 мая 1869 года. В этот день Адам ван дер Валь открыл столярную мастерскую в деревушке Грут-Аммерс (и этим положил начало компании, операционная прибыль которой в 2019 году составила 52,3 миллиона евро).
В приоритете ВАМ — разработка и внедрение экологически чистых технологий, благодаря которым дорожное строительство и эксплуатация автодорог будет приносить минимум вреда окружающей среде. Инновация компании — первый в истории полностью электрический дорожный каток, введенный в эксплуатацию 22 апреля 2020 года.
Помимо строительства дорог на территории Нидерландов и государств ЕС BAM Groep N.V. известен успехами в возведении стадионов («Amsterdam Arena», «Euroborg») и высокоскоростных железнодорожных линий (HSL-Zuid).
Великобритания
Общая протяженность государственных дорог Великобритании — более 320 тыс. км (из них магистральных — около 13 тыс.). Такая развитая сеть требует больших вкладов в обслуживание дорог и прокладку новых автотрасс, поэтому в стране функционируют сразу 3 крупных автодорожных подрядчика: Amey UK, Costain, Balfour Beatty.
Amey UK
Основной профиль Amey UK — обслуживание наземной транспортной инфраструктуры. И в первую очередь — железнодорожных путей и узлов. Однако, «Амэй» предлагает также обслуживание и управление автодорогами, причем не только в Соединенном королевстве, но и в Америке, Австралии и Катаре. Текущая стоимость компании не поддается точной оценке из-за неопределенности, вызванной ситуацией вокруг Brexit.
Costain
Costain, образованная в 1865 г. в Мейденхеде (Беркшир, Англия) входит в тройку крупнейших автодорожных компаний Великобритании.
Компания участвует в программе обновления 80% дорожной сети страны и прокладке 1300 миль новых дорог (объем работ прописан в национальной «Стратегии инвестиций в дороги»). Размер инвестиций на выполнение программы — 15 миллиардов фунтов стерлингов. В 2019 г. доход фирмы составил 1,155 млн, чистая прибыль — 2,9 млн фунтов.
Для выполнения крупномасштабных задач Costain объединяется с другими крупными европейскими участниками строительной отрасли. К примеру, Costain Group plc образовала совместное предприятие с STRABAG (Польша) и Skanska (Швеция). Крупное достижение СП STRABAG-Skanska-Costain — получение контракта и начало работы над проектом железнодорожной магистрали High Speed Two.
Несмотря на пандемию коронавируса, основные работы по проектированию и подготовке не останавливаются.
Balfour Beatty plc
«Бальфур Битти» — публичная компания, основанная в 1909 г. Является наиболее крупным строительным подрядчиком в Великобритании. 26 тысяч сотрудников трудятся не только на Туманном Альбионе, но и в США, Ирландии, Канаде, Гонконге. Приоритет при проектировании и строительстве дорог — их безопасность. К примеру, для модернизации и ремонта дорог используется бетон быстрого отверждения. Применяются новые технологии, подобные тем, что только начинают внедрять при дорожном строительстве в Украине.
Чистая прибыль в 2019 г. достигла 133 млн фунтов стерлингов.
Франция
2/3 французских автомагистралей (авторутов) находится под частным управлением. Это создает благодатную почву для развития дорожных сетей: получая с транспорта плату за использование дорог, компании обретают финансовые возможности для их поддержания в идеальном состоянии.
Vinci (и ее составляющая Eurovia)
«Винчи», основанная еще в позапрошлом веке (год появления — 1899), в 2009 г. была признана крупнейшей строительной компанией континента. Годовой оборот в этот период составлял 1,93 млрд евро.
Под строительство и эксплуатация автомобильных дорог холдинг создал отдельное подразделение Eurovia (Чехия). В ведении компании находится около 70 тыс. км автодорог. Доход в 2019 достиг 10,2 млрд евро. Половина прибыли поступает от заграничных проектов (наиболее значимая доля — от объектов в Чехии и Словакии). Eurovia представляет интересы холдинга и в РФ. «Евровии» принадлежит 100% компании СЗКК, концессионера строительства платной автотрассы Москва — Санкт-Петербург.
Bouygues Construction и ее дочерняя компания «Colas Group»
Bouygues Construction — масштабное объединение строительных компаний с французскими корнями, представленное в 80 странах. В дорожной отрасли промышленную группу представляет Colas Group. 80% деятельности дочерней компании сосредоточено именно на дорожном бизнесе.
Автодороги приносят до 72% выручки предприятий (9,8 млрд евро в 2019 г.). Каждый год ведется работа на 60 тыс. объектах в Чехии, Бельгии, Германии и т. д.
Eiffage
Eiffage — 3-ий во Франции и 5-ый в мире по величине строительный холдинг. Он позиционирует себя как компания, выбравшая вектор на развитие инновационных методов строительства автомобильных дорог. Это относительно молодая фирма (основана в 1992 г.), которая ведет работы по разработке и тестированию новейших видов дорожного покрытия.
Ежегодно выполняет порядка 30 тысяч проектов по всему миру. Совокупный доход в 2018 году составил 5,5 млрд евро.
Испания
В промежутке между 2000-2020 годами активность дорожного строительства в Испании прошла свой пик. За этот период было построено более 15 тыс км дорог. «Свежие» пути полностью покрывают транспортные потребности страны. Поэтому испанские холдинги сейчас сосредоточены на завоевании мировых рынков и обслуживании существующей дорожной инфраструктуры.
ACS Group
ACS Group — это результат состоявшегося в 1997 г слияния компаний OCP Construcciones SA и Ginés Navarro Construcciones SA. Владельцем является Флорентино Перес, известный широкой публике как президент футбольного клуба «Реал Мадрид».
Чистая прибыль ЭйСиЭс Гроуп в 2019 г. почти достигла 1 млрд евро. Среди наиболее значимых проектов — скоростная железная дорога Перпиньян-Фигерас, позволяющая перевозить пассажиров со скоростью 320 км/ч на поездах TGV.
Ferrovial
«Ferrovial» в переводе с испанского — «железнодорожный». Несмотря на такое название, роль мадридской компании не ограничивается бизнесом, связанным с железными дорогами. Деятельность связана с инфраструктурными проектами: коммерческой недвижимостью, аэропортами (Хитроу, Стенсед и др), асфальтовыми дорогами. Операционный денежный поток в 2019 г. составил €810 M.
Польша
В дорожно-строительной отрасли Польши существует высокая конкуренция между подрядчиками. За получение контрактов борются как местные компании, так и межнациональные холдинги.
Budimex Group
Будимекс — крупнейшая польская строительная компания, основанная в Варшаве в 1968 году. О ее значимости для местного и мирового рынка говорят следующие факты:
- Уставный капитал в пересчете на национальную валюту составляет 127 млн злотых.
- Стратегический инвестор Budimex — испанская компания Ferrovial.
- Половина из 7000 сотрудников — работники из других стран (в первую очередь из Украины и Польши).
- Ежегодно к сотрудничеству привлекается 17 000 клиентов.
- В 2019 стоимость всех заказов составила 10,8 млрд злотых.
На территории Польши Будимекс владеет 20-тью асфальтовыми заводами общей производительностью 3,5 млн тонн смесей в год.
Инженеры и строительные бригады компании трудятся не только на территории государств Восточного блока, но и в странах Азии и Африки.
Мирбуд
Mirbud S.A. — холдинг, появившийся в 1988 году как результат слияния 6 компаний. Основной профиль объединения — выполнение подрядных работ во всех сегментах строительной индустрии, в т. ч. дорожно-мостовых. Диверсифицированная структура группы компаний подразумевает, что дорожное строительство, строительство дорог и мостов отводится подразделению «PBDiM KOBYLARNIA S.A.» Также компания владеет мощностями для производства битумных масс.
В 2018 Mirbud вышел на украинский строительный рынок и открыл офис в Киеве. В том же году выручка превысила показатель в 1 млрд злотых.
Mota-Engil Central Europe SA
Mota-Engil Central Europe SA — холдинг с португальскими корнями, основанный в 1946 году. Финансовые активы группы компаний, базирующихся в 21 стране по всему миру, превышают 1 млрд евро.
2019 год оказался достаточно успешным для польского филиала Mota-Engil Central Europe SA: введя в эксплуатацию 460 км новых дорог на территории Польши, компания перекрыла свои предыдущие годовые рекорды.
Штаб подразделения находится в Кракове. Mota-Engil также представлена в регионах Варшавы, Любартувы , Вроцлава , Жешувы , Белостока и Катовицы.
Trakcja Group
Молодое объединение, сформированное при включении в состав основной компании фирм PRK 7 SA (в 2009 г.) и Tiltra Group (в 2011 г). В числе выполненных работ — проекты реконструкции и строительства дорог в Польше и Литве:
- автомагистраль A1 Стрыкув – Сойки;
- Западная и Восточная объездные дороги Вильнюса;
- Воеводская дорога № 671, участок Крыпно — Тыкоцин;
- Воеводская дорога № 875, участок Мелец — Кольбушова (в комплексе со строительством объездной дороги).
Конкурентоспособность Trakcja Group поддерживает собственный завод битумных материалов.
Консолидированная выручка от продаж в 2017 г. составила 324 миллиона евро.
Группа Эрбуд
ERBUD входит в пятерку лучших строительных холдингов Польши. Среди приоритетных направлений:
- коммерческое строительство;
- инжиниринг и дорожное строительство;
- постройка и сервис объектов промышленности и энергетики.
Объединив в одно целое компании PRD SA и Rembet Plus Sp. z oo, в 2010 году Эрбуд образовал PBDI SA (PRZEDSIĘBIORSTWO BUDOWNICTWA DROGOWO-INŻYNIERYJNEGO SA). Зоной ответственности новообразованного филиала стали проекты, связанные со строительством, модернизацией и ремонтом дорог и автомагистралей, а также работы по строительству ветряных электростанций. В распоряжении PBDI SA находятся собственные производственные мощности и техника (в т. ч . землеройная).
90% уставного капитала находится во владении Erbud SA.
Strabad Group
Австрийская группа компаний Штрабаг представлена в Польше с 1987 года (изначально — под названием ILBAU Polska). Дочернее предприятие STRABAG Sp. z oo ведет свою деятельность на всей территории страны, в т. ч. как подрядчик при строительстве зданий и транспортной инфраструктуры. Компания активно участвует в прокладке автомагистралей, национальных и муниципальных дорог, офисов, складских и жилых комплексов. В 2017 году Страбад заработал на польском рынке 0,9 млрд евро.
В портфеле заказов, выполненных для дорожной сети Польши — участок C длиной 17 км (Каменьск-Радомско) на автомагистрали A1.
Помимо прокладки автодороги с тремя полосами движения в обоих направлениях, по контракту предусмотрены транспортная развязка, 16 мостовых объектов и 3 площадки для отдыха.
Австрия
Австрия вкладывает в транспортную инфраструктуру значительные суммы. К примеру, в 2016 году размер инвестиций равнялся 874,5 млн евро.
На внутреннем рынке царят «коренные австрийцы» — Strabag и Porr, также выполняющие заказы для клиентов из доброй половины государств Евразии.
Porr
PORR AG —компания, открытая в Вене в 1869 году организация, тогда еще зарегистрированная как Allgemeine Österreichische Baugesellschaft, стала первой в истории Австрии публичной компанией, чьи акции торговались на бирже. Свой потенциал «Порр» продемонстрировал достаточно быстро, построив несколько зданий для комплекса возле Венской кольцевой дороги, а в 1873 г. — еще и множество отелей и выставочные павильоны для Всемирной выставки в Вене.
Сейчас Porr входит в число ведущих дорожно-строительных компаний мира и зарабатывает не только на заказах из Австрии: 3 из €5,5 миллиардов из полученного в 2019 дохода году были получены от заказов на объекты за рубежом.
Strabag
Австрийско-немецкая группа компаний ШТРАБАГ (осн. в 1835 г) входит в десятку крупнейших строительных концернов Старого Света. Австрийский штаб размещен в Вене, головной офис немецкого подразделения Strabag AG находится в Кельне.
Услуги подрядчика востребованы в Германии, Венгрии, Польше, Словакии, странах скандинавской части континента. До начала коронакризиса-2020 финансовое положение холдинга находилось на пути устойчивого роста (с некоторыми спадами). Так, в 2018 г. доход равнялся 15,2 млрд евро, в 2019 — 17 млрд.
Особенность компании — стремление охватить как можно больший спектр услуг. Strabag занимается всем — от скоростных автодорог и международных аэропортов до велосипедных дорожек.
Среди неординарных решений, позволяющих Strabag расширить зону присутствия компании — открытие заводов по производству бетона и асфальтобетона в регионах, расположенных на значительном отдалении от основных рынков.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0