Обеспыливание автомобильных дорог: применяемые способы и вещества
Обеспыливание дорог – это профилактические работы, направленные на удаление с проезжей части мелких частиц грязи и пыли. При регулярном обеспыливании дороги становятся чище, на них меньше задерживаются пылевидные элементы.
Процедура проводится на неукрепленных обочинах и запыленных поверхностях, чтобы:
- Уменьшить концентрацию пыли – особенно если для строительства дорог используются материалы малой прочности.
- Обеспечить нормальную видимость.
- Сделать передвижение транспорта более комфортным и безопасным.
- Улучшить экологическую обстановку в регионе.
Причины пылеобразования на автомобильных дорогах и почему с этим необходимо бороться
Необходимость в «уборке» дорожного полотна может возникнуть на этапе строительства и во время ремонта. Один из ярких примеров – холодное фрезерование асфальта, после которого полотно напоминает развалины Трои. При измельчении асфальтобетона всегда образуется много пыли.
Когда еще может возникнуть пыль:
- Естественный износ под воздействием транспортной нагрузки.
- Климатические особенности. Пылеподавление грунтовых дорог особенно актуально в жаркую, сухую погоду, после долгого отсутствия осадков.
- Неукрепленная обочина дорог с цементобетонным, асфальтированным покрытием.
Почему с пылью и грязью нужно бороться? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить свою последнюю поездку по пыльной дороге. Автомобиль нужно сразу везти на мойку, о комфорте передвижения не может быть и речи. Если не проводить обеспыливание поверхности, видимость значительно снижается. Это может стать причиной ДТП.
Материалы и вещества, применяемые при обеспыливании дорожного покрытия
Чаще всего в дорожном строительстве применяются такие обеспыливающие вещества:
- Самая обычная соль. Правда, не в чистом виде – на основе поваренной соли готовят 20-30% раствор.
- Хлористый кальций. Одно из весомых преимуществ вещества – высокая гигроскопичность. Хлористый кальций хорошо удерживает влагу и долго остается жидким. Поэтому он прекрасно удерживает пыль.
- Концентрированные растворы соли. В южных регионах для обеспыливания грунтовых дорог применяют лиманную или морскую воду.
- Технические лигносульфонаты. К ним относят кальциевые и натриевые, аммониевые соли. В отличие от упомянутых выше веществ, они имеют довольно густую консистенцию, окрашены в коричневый цвет.
- Битумные эмульсии. Применяются анионные и катионные смеси.
- Нефтяные битумы, преимущественно медленногустеющие.
Способы обеспыливания проезжей части
Раствор от пыли готов – что делать дальше? Можно приступать к работе. В зависимости от применяемого вещества и состояния дорог, используют такие способы обеспыливания поверхности:
- Удаление пыли механическим способом. Летом в больших городах дороги часто поливают водой. Также пылевые частицы хорошо реагируют на сдувание воздухом и засасывание вакуумом. С поставленной задачей отлично справляется грейдер, который удаляет не только пыль, но и продукты поверхностного износа. Машины для содержания дорог, оборудованные металлическими щетками, помогут закрепить результат. Механический способ уборки особенно эффективен на дорогах с цементобетонным или асфальтобетонным покрытием.
- Использование вяжущих добавок. Благодаря им, удается замедлить образование пыли на дорожном полотне. Вяжущие добавки подходят для дорог с покрытием из гравия или щебня, грунтовых поверхностей.
- Интенсивная пропитка. Специальные химические реагенты, связывающие вещества равномерно распределяются по запыленному покрытию. Применяются органические (битум, нефтепродукты) и минеральные вещества (лигносульфонаты).
Как часто проводится такой вид обслуживания дорог?
Регулярность проведения работ, направленных на пылеподавление, зависит от типа покрытия и срока действия выбранного материала. Например, морская вода сохраняет эффективность в течение 3-5 дней. А значит, дорогу придется обеспыливать как минимум 2 раза в неделю.
Когда постоянно летит каменная пыль, применение технической соли считается более оправданным решением. Обслуживание дорог можно проводить один раз в 15-20 дней. Ну а настоящими рекордсменами считаются жидкие битумы и битумные эмульсии – от 30 до 90 дней.
Экологические аспекты при обеспыливании дорог
В завершение рассмотрим еще один важный вопрос, связанный с обслуживанием дорог – на этот раз экологический. Если различными веществами обрабатываются дороги, и дорожное строительство ведется в городе, экология может пострадать, не так ли? Чтобы реагенты для пылеподавления оказывали минимальное воздействие на окружающую среду, они должны применяться в допустимом количестве.
Прежде чем приступить к процедуре обеспыливания поверхности, необходимо отрегулировать и правильно настроить дорожную технику. Это поможет избежать попадания веществ на поля, которые находятся рядом с дорогой, в реки и другие водоемы. Чтобы обезопасить водные участки, обеспыливание рядом с ними проводят только битумом, битумной эмульсией.
Применение пылеподавления в заповедных зонах допустимо по согласованию с руководством и природоохранными организациями. Также степень загрязнения можно контролировать, наблюдая за состоянием травы и растений. Обращают внимание на их рост, возможные признаки отравления и пр. Борьба с запыленностью дорог однозначно необходима, но она не должна наносить вред окружающей среде.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0