Обустройство дорожных обочин по всем правилам
Обочина дороги защищает асфальт от преждевременного разрушения. Она сохраняет устойчивость, значительно повышает безопасность движения. К тому же, по ней могут двигаться пешеходы. Какие еще функции выполняет кромка дороги, какие требования к ее обустройству?
Назначение дорожной обочины
Некоторые вещи настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их просто не замечаем. Ежедневно обочина мелькает за окном автомобиля по дороге на работу, домой или на дачу. Но если нужно сделать экстренную остановку или просто отдохнуть во время долгого путешествия, она здорово выручает. Мало кто задумывается, что такое обочина и для каких еще целей она используется, кто ее строит.
Укрепление обочин автомобильных дорог играет важнейшую роль в безопасности движения:
- Если водителю нужно сделать вынужденную остановку, он съезжает на обочину, не препятствуя другим автомобилям.
- Выехав на кромку, удобнее выполнить разворот. Разумеется, если нет дорожной разметки, которая запрещает данный маневр.
- На узкой дороге выезд на обочину поможет пропустить встречный автомобиль.
- Подходит для установки барьеров, ограждений, обеспечивающих безопасность, соблюдение ПДД.
- Если выполняется укрепление дороги или ее ремонт, можно организовать временное движение, разместить дорожную технику, рабочие материалы.
- Создание шумовых полос, которые смогли бы предупредить участников движения о выезде.
Край проезжей части подходит для передвижения пешеходов, если рядом нет тротуаров. Согласно правилам ПДД, человек должен двигаться навстречу движущемуся транспорту. В случае возникновения непредвиденной дорожной ситуации он сможет вовремя среагировать. Устройство обочины дороги делает земляное полотно устойчивым. Даже если пойдут сильные дожди, укрепленную магистраль не размоет водой. Она надежно защищена от загрязнения и разрушений.
Элементы дорожной обочины
Устройство обочин невозможно без строгого соблюдения определенных технических требований. Кромка дороги состоит из 3 элементов, каждый из которых выполняет определенные задачи:
- Краевая полоса. Иногда ее называют укрепительной. Защищает асфальтированную кромку от разрушения. Допускает регулярные заезды автомобилей и других видов транспорта. Краевую полосу предпочтительнее делать вместе с основной дорогой.
- Остановочная полоса. Основная часть. Если устройство автодороги выполняется с помощью асфальта, асфальтобетона, для остановочной полосы возможны вариации с применением асфальтовой крошки, шлаков. Допускается отсыпка щебнем или гравием.
- Прибровочная полоса. Неукрепленная часть, переходная зона между кромкой и откосом. В этом месте ширина обочины обычно не превышает 50 см (если есть оградительные элементы, то 75 см).
Устройство обочин выполняется, когда основная дорога уже готова. Процесс состоит из:
- Устранения деформированного полотна по всей площади.
- Досыпки грунта до нужного уровня.
- Уплотнения готовой поверхности.
Укрепление полосы выполняется по такой же схеме, как и устройство дорожного основания. Специальные обочиноукладчики формируют аккуратную полосу. На украинском рынке представлены как самоходные уширители на колесах, так и навесные агрегаты. Их устанавливают на автогрейдеры, фронтальные погрузчики.
Размер обочины в зависимости от типа автомобильной дороги
Ширина дороги, ее сцепные свойства относятся к основным характеристикам. Согласно требованиям ДБН В.2.3-4:2015, ширина зависит от типа автодороги:
- Категория I-а, I-б и II – 3,75 м.
- 2,50 м – рекомендуемая ширина обочины дороги 3 категории.
- 2,00 м – оптимальная ширина обочины дороги 4 категории.
- На трассах 5 категории ширина кромки составляет 1,75 м.
Основные технические требования к состоянию обочин
Публикуем актуальные требования к техническому состоянию из документа «ДСТУ 3587-97»:
- Дорога и ее элементы не должны иметь деформаций. Например, просадок, глубоких выбоин. До полного устранения необходимо установить дорожные знаки и другие техсредства.
- Кромка дороги нуждается в регулярной очистке от снежного покрова. Если нет возможности убрать снежные сугробы в течение суток, необходимо сделать поперечные прорези шириной 50-70 см через каждые 40-50 метров. Это позволить избежать накоплений, которая образуется в результате таяния снега.
- Летом дорожные работы сводятся к своевременной очистке от мусора, скашиванию травы хотя бы раз в месяц, вырубке кустарников. Если борьба стандартными средствами неэффективна, применяются гербициды. Однако их использование нужно согласовать с местными властями.
- На запыленных участках рекомендуется проводить работы по обеспыливанию. Особенно рядом с автобусными остановками.
- Баннеры устанавливают за пределами дорожной кромки. Рекомендуемое расстояние – минимум 2 м до обочины.
После отсыпки гравием, любым другим материалом покрытие должно иметь поперечный уклон для беспрепятственного стока воды.
Что в итоге?
ПДД Украины разграничивают понятия «дорога» и «проезжая часть». Обочина примыкает к проезжей части, не отделяется бордюром. Важность данного участка дороги сложно переоценить. В данной зоне допускается остановка автомобиля, а при определенных условиях разрешено движение пешеходов, велосипедистов. Разделительной полосы на обочинах нет. Чаще всего их можно увидеть на трассах за городом.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0