Правила работы с керном при контроле качества работ по асфальтированию

Статьи Технологии

2 Фев 2021, 15:54

eye-icon

6

comment-icon

0

Керном называют пробу вещества, которая отбирается из горной породы, асфальта, асфальтобетона для дальнейшего изучения. Чаще всего керн – это образец в форме цилиндра, который извлекается из материала методом бурения. С какой целью проводится исследование керна, какую роль играет данная процедура в контроле качества дорожного покрытия?

kern
Это и есть керн — проба, образец дороги.

Для чего отбирают керны: испытание асфальтобетона

Основная цель анализа керна – определение характеристик асфальто- или цементобетона. Определив состав и другие параметры дорожного материала в лаборатории, можно контролировать качество работ.

Кернение – есть ли альтернатива? Иногда для отбора используют вырубку. Отличия заметны невооруженным глазом. Столбик имеет кубическую форму. Иногда его делают в форме параллелепипеда.

По сравнению с зондированием, отбор кернов асфальтобетона позволяет получить гораздо больше информации об исследуемом объекте. Например, качестве подгрунтовки, уплотнении. В зависимости от вида дорожных работ, кернение помогает контролировать:

  • Толщину.
  • Зерновой состав.
  • Предел прочности.
  • Водонасыщение асфальтобетона.
  • Степень сцепления.

Потребность в детальном изучении смеси может возникнуть не только на начальном этапе. С помощью данного метода можно изучить степень разрушения, перспективы дальнейшей эксплуатации. Керн поможет поставить точку в спорах между исполнителем и заказчиком, если выявлены нарушения технологии или несоответствия в смете. Более того, отбор проб асфальтобетона может использоваться в суде в качестве доказательства.

На полярных станциях лабораторные исследования керна проводятся методом кольцевого плавления. Метод доказал свою эффективность во многих других сферах. Например, в горнодобывающей промышленности или космической отрасли.
Готовый образец дороги. Осталось упаковать его, нанести маркировку и доставить в лабораторию для дальнейшего анализа.

Можно сделать вывод, что кернение играет важную роль в контроле качества асфальтобетонного покрытия. Оно помогает оценить степень разрушения, подобрать оптимальный состав, определить возможные отклонения.

Правила отбора кернов из асфальтобетонного покрытия

Итак, перейдем к главным правилам отбора керна – технология предусматривает использование ручного или прицепного керноотборника. Работа выполняется в такой последовательности:

  • Выбрать участок покрытия для пробы вещества.
  • Закрепить коронку, запустить мотор.
  • Непрерывно подавать холодную воду к участку бурения асфальта для охлаждения оборудования.
  • Следить за равномерным заглублением коронки в дорожное полотно.
  • Извлечь готовый «цилиндр» с помощью щипцов.

Далее пробу вещества упаковывают и маркируют. Также нужно составить акт о проведенных работах с точным указанием места и времени, подписью ответственных лиц.

Когда керноотборник для асфальтобетона успешно извлечен, уже можно сделать кое-какие выводы. Например, определить сцепление. Если проба монолитная, не разваливается при ударе молотком весом 1000 г, сцепление считается хорошим. Удар наносят там, где проходит контактная поверхность. Воспользовавшись штангенциркулем, легко определить толщину слоя и общую толщину каждой пробы.

Правила отбора кернов из асфальтобетонного покрытия, которые связаны с точным временем анализа, не менее важны. Так, из горячей или теплой асфальтобетонной смеси можно брать керн спустя 1-2 дня после устройства. Если есть возможность, лучше подождать 72 часа. Для других типов временные рамки выглядят так:

  • Холодные смеси – минимум через 15 дней.
  • Асфальтополимербетонные – спустя 24 часа.
  • Щебеночно-мастичные – через сутки или позже.

Расстояние от точки сбора выполняется на расстоянии один метр или больше от края. Рекомендуемое расстояние до шва – минимум 20 см. Согласно допускам по толщине асфальта, отбор выполняется на всю толщину. Разделение производится уже в лаборатории. Рекомендуется взять один керн с 3000 кв. м., три керна с 7000 кв. м. Если проводится анализ тротуаров и дорожек, пандусов, рекомендуемые значения снижаются до одной пробы на каждые 2000 кв. м.

Как быть с диаметром? Керны асфальтобетона могут иметь различный диаметр, который зависит от состава материала:

  • Песчаный – 50 мм.
  • Мелкозернистый – 70 мм.
  • Крупнозернистый – 100 мм.

С помощью кернения можно определить зерновой состав асфальтобетонной смеси. Если мелкие и крупные зерна распределены равномерно, дорожному покрытию «ставят диагноз» сегрегация асфальта. Это нежелательное явление, при котором нарушаются нужные пропорции материала. Срок службы сокращается на 10-50%.

Первый участок и первый керн. А дальше — приемка.

В конце отбора образовавшиеся лунки необходимо заполнить смесью такого же типа и марки. Заполнение выполняется с небольшим запасом, чтобы на поверхности лунки образовался выступ высотой до 10 мм.

Лабораторные испытания, проверка керна в лаборатории

Кульминация происходит в лаборатории – испытания асфальтобетона выходят на финишную прямую. Прежде чем приступить к основной работе, нужно отпилить нижний элемент образца, чтобы избавиться от остатков битума. Обычно убирают 5-10 мм материала.

Также нужно позаботиться о сушке проб при температуре до +50 градусов. Проводят серию взвешиваний после каждого этапа высушивания, пока образец не достигнет своей постоянной массы. Исследования предназначены для определения:

  • Средней плотности асфальтобетона. 
  • Толщины слоя.
  • Прочности во время раскола.
  • Уровня сцепления.

Когда испытания подошли к концу, можно приступать к переформовке. Керн разогревают в специальном термическом шкафу. Если термошкафа нет, используют песчаную баню. Заготовку измельчают шпателем, ложкой, а затем снова создают образец-цилиндр. 

Переформованные керны не менее информативны:

  • Зерновой состав.
  • Прочность на сжатие.
  • Прочность на растяжение. Узнав данный параметр, легко прогнозировать устойчивость дорожного полотна и время появления трещин.
  • Насыщение воздухом.
  • Водостойкость.
Оценка зернового состава далеко не всегда является объективной. Во-первых, в процессе транспортировки и хранения керна может произойти сегрегация смеси. Во-вторых, щебень часто дробится при уплотнении.

Отбор и последующее определение качества асфальтобетона с помощью кернения – неотъемлемый этап дорожного строительства. Взяв пробу из полотна, можно узнать много полезной информации об используемом асфальтобетоне. Заказчик получает четкое представление о качестве дорожного покрытия и необходимости устранения дефектов.

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Оставить комментарий:

Advertisement

Скреперы K-Tec

Материалы по теме

Назначение, классификация и технология производства холодного асфальта

Назначение, классификация и технология производства холодного асфальта

Появление холодного асфальта на рынке стало настоящим открытием, существенно упростившим работу коммунальных служб. Какой еще материал позволяет делать ямочный ремонт зимой без потери свойств? Прицельно изучим характеристики, состав, сравним плюсы и минусы, даже посчитаем примерный расход.

4 Фев 2021, 12:14

eye-icon

23

comment-icon

0

Автомобильные дороги: обо всем и сразу. Классификация, характеристики, основные принципы проектирования и показатели качества

Автомобильные дороги: обо всем и сразу. Классификация, характеристики, основные принципы проектирования и показатели качества

За тысячи лет существования назначение дорог не изменилось. Они по-прежнему используются для передвижения транспорта и людей, соединяют населенные пункты и отдельно стоящие объекты. Что еще вы знаете о дорогах? Предлагаем не ходить вокруг да около, а углубиться в данную тему и детально рассмотреть основные правила обустройства автомобильных дорог, распространенные классификации и главные показатели качества.

3 Фев 2021, 16:20

eye-icon

13

comment-icon

0

Обеспыливание автомобильных дорог: применяемые способы и вещества

Обеспыливание автомобильных дорог: применяемые способы и вещества

Обеспыливание дорог – это профилактические работы, направленные на удаление с проезжей части мелких частиц грязи и пыли. При регулярном обеспыливании дороги становятся чище, на них меньше задерживаются пылевидные элементы.

3 Фев 2021, 11:46

eye-icon

8

comment-icon

0

Advertisement