Правила работы с керном при контроле качества работ по асфальтированию
Керном называют пробу вещества, которая отбирается из горной породы, асфальта, асфальтобетона для дальнейшего изучения. Чаще всего керн – это образец в форме цилиндра, который извлекается из материала методом бурения. С какой целью проводится исследование керна, какую роль играет данная процедура в контроле качества дорожного покрытия?
Для чего отбирают керны: испытание асфальтобетона
Основная цель анализа керна – определение характеристик асфальто- или цементобетона. Определив состав и другие параметры дорожного материала в лаборатории, можно контролировать качество работ.
По сравнению с зондированием, отбор кернов асфальтобетона позволяет получить гораздо больше информации об исследуемом объекте. Например, качестве подгрунтовки, уплотнении. В зависимости от вида дорожных работ, кернение помогает контролировать:
- Толщину.
- Зерновой состав.
- Предел прочности.
- Водонасыщение асфальтобетона.
- Степень сцепления.
Потребность в детальном изучении смеси может возникнуть не только на начальном этапе. С помощью данного метода можно изучить степень разрушения, перспективы дальнейшей эксплуатации. Керн поможет поставить точку в спорах между исполнителем и заказчиком, если выявлены нарушения технологии или несоответствия в смете. Более того, отбор проб асфальтобетона может использоваться в суде в качестве доказательства.
Можно сделать вывод, что кернение играет важную роль в контроле качества асфальтобетонного покрытия. Оно помогает оценить степень разрушения, подобрать оптимальный состав, определить возможные отклонения.
Правила отбора кернов из асфальтобетонного покрытия
Итак, перейдем к главным правилам отбора керна – технология предусматривает использование ручного или прицепного керноотборника. Работа выполняется в такой последовательности:
- Выбрать участок покрытия для пробы вещества.
- Закрепить коронку, запустить мотор.
- Непрерывно подавать холодную воду к участку бурения асфальта для охлаждения оборудования.
- Следить за равномерным заглублением коронки в дорожное полотно.
- Извлечь готовый «цилиндр» с помощью щипцов.
Далее пробу вещества упаковывают и маркируют. Также нужно составить акт о проведенных работах с точным указанием места и времени, подписью ответственных лиц.
Правила отбора кернов из асфальтобетонного покрытия, которые связаны с точным временем анализа, не менее важны. Так, из горячей или теплой асфальтобетонной смеси можно брать керн спустя 1-2 дня после устройства. Если есть возможность, лучше подождать 72 часа. Для других типов временные рамки выглядят так:
- Холодные смеси – минимум через 15 дней.
- Асфальтополимербетонные – спустя 24 часа.
- Щебеночно-мастичные – через сутки или позже.
Расстояние от точки сбора выполняется на расстоянии один метр или больше от края. Рекомендуемое расстояние до шва – минимум 20 см. Согласно допускам по толщине асфальта, отбор выполняется на всю толщину. Разделение производится уже в лаборатории. Рекомендуется взять один керн с 3000 кв. м., три керна с 7000 кв. м. Если проводится анализ тротуаров и дорожек, пандусов, рекомендуемые значения снижаются до одной пробы на каждые 2000 кв. м.
Как быть с диаметром? Керны асфальтобетона могут иметь различный диаметр, который зависит от состава материала:
- Песчаный – 50 мм.
- Мелкозернистый – 70 мм.
- Крупнозернистый – 100 мм.
В конце отбора образовавшиеся лунки необходимо заполнить смесью такого же типа и марки. Заполнение выполняется с небольшим запасом, чтобы на поверхности лунки образовался выступ высотой до 10 мм.
Лабораторные испытания, проверка керна в лаборатории
Кульминация происходит в лаборатории – испытания асфальтобетона выходят на финишную прямую. Прежде чем приступить к основной работе, нужно отпилить нижний элемент образца, чтобы избавиться от остатков битума. Обычно убирают 5-10 мм материала.
Также нужно позаботиться о сушке проб при температуре до +50 градусов. Проводят серию взвешиваний после каждого этапа высушивания, пока образец не достигнет своей постоянной массы. Исследования предназначены для определения:
- Средней плотности асфальтобетона.
- Толщины слоя.
- Прочности во время раскола.
- Уровня сцепления.
Когда испытания подошли к концу, можно приступать к переформовке. Керн разогревают в специальном термическом шкафу. Если термошкафа нет, используют песчаную баню. Заготовку измельчают шпателем, ложкой, а затем снова создают образец-цилиндр.
Переформованные керны не менее информативны:
- Зерновой состав.
- Прочность на сжатие.
- Прочность на растяжение. Узнав данный параметр, легко прогнозировать устойчивость дорожного полотна и время появления трещин.
- Насыщение воздухом.
- Водостойкость.
Отбор и последующее определение качества асфальтобетона с помощью кернения – неотъемлемый этап дорожного строительства. Взяв пробу из полотна, можно узнать много полезной информации об используемом асфальтобетоне. Заказчик получает четкое представление о качестве дорожного покрытия и необходимости устранения дефектов.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0