Разработка грунта — первый этап строительных работ

Статьи Строительство

19 Фев 2020, 16:50

eye-icon

125

comment-icon

0

Любое капитальное сооружение – будь то жилой дом, здание, автомобильная дорога или промышленная установка – должно опираться на прочный, надежный фундамент. А чтобы его правильно установить: выдержать необходимые уклоны, площадь основания, толщину, сначала надо подготовить грунт. Поэтому практически все капитальные строительные работы начинаются с разработки грунта. Так называют процесс вскрытия поверхностных слоев грунта и последующей его выемки из толщи массива, составляющий часть земляных работ. 

Методы и способы разработки грунта

Наиболее распространена разработка грунта механическим способом. Агрегаты, которые копают, срезают грунт, называются землеройными. К таким относятся экскаваторы и фронтальные погрузчики. 

Бульдозеры, грейдеры, скреперы еще и перемещают грунт, и потому называются землеройно-транспортными. Расскажем о них более подробно. Они снимают слой, перемещают материал в насыпь или отвозят на удаленное место, там разгружаются. А затем возвращаются, и цикл повторяется. 

Проще других устроены бульдозеры на базе гусеничных тракторов. Их применяют, если грунт надо переместить не далее чем на 100 м.э

Рисунок 1. а – срезание и набор грунта; б – перемещение грунта надвижкой при помощи отвала (чаще – с подрезанием), в – разгрузка (отсыпка), г – откат назад (холостой ход).

Когда расстояние от выемки до насыпи более 40 м, делают промежуточный отвал или применяют два бульдозера. Один доставляет грунт до отвала, другой – от отвала до насыпи. Отсыпают последовательно и послойно, начав с точки, которая больше отдалена от места забора.

Название грейдер происходит от английского grade – нивелировать, выравнивать. С помощью этой машины планируют площадки, откосы, профилируют земляное корыто дороги. Разравнивают основание, роют кюветы.

Грейдеры бывают прицепные, полуприцепные и самоходные. Первые два типа работают в сцепке с тракторами. Самоходные, или автогрейдеры, оснащены моторами для передвижения.

Основной рабочий механизм грейдера – отвал с ножом. Им машина срезает и перемещает грунт. Иногда на самоходные машины устанавливают вспомогательный инструмент – кирковщик – чтобы удалять пни, корни, рыхлить грунт, разрушать дорожные слои при ремонте. 

Скрепер — машина, заменяющая несколько других

Этот агрегат изобрели еще 100 лет назад. Сначала это была большая лопата, которую передвигали с помощью конной упряжи или трактора.

При каждом проходе скрепер снимает полосу от 0,32 до 0,43 м глубиной и 3,14-3,85 м шириной. Разгружает также в движении – насыпает слой 220-550 мм толщиной. Перемещаясь по насыпи, машина придавливает грунт колесами, поэтому другая техника для уплотнения не нужна.

Скреперы с ковшом вместимостью от 2 до 10 м3 иногда используют в качестве прицепного оборудования. При работе их буксирует гусеничный трактор. Прицепные скреперы применяют лишь в тяжелых дорожных условиях, когда нужна высокая проходимость. Они отвозят груз не более чем на 1 км. 

Тяжелые агрегаты с ковшом, вмещающим более 8 м3, обычно установлены на самоходном шасси, оснащенным мотором. Их часто называют трактор скрепер.

Самоходный скрепер перевозит груз на расстояние до 3 км, он движется быстрее прицепного. В этом – существенное преимущество. Ведь транспортные операции (доставка грунта и возврат на рабочую площадку) занимают 80% времени. Поэтому трактор скрепер более производителен, чем прицепной.

Высокая производительность скрепера и его эксплуатационные возможности позволяют машине также рыть котлованы.

Схема разработки котлована землеройно-транспортными машинами

Строительство зданий и сооружений начинается с подготовки площадки. Ее расчищают от помех – ненужных строений, камней, деревьев, кустов. Затем приступают к разработке котлована под фундамент. 

Рисунок 2. Разработка грунта траншейным способом: 1- бульдозер, 2 – грунт, 3 – стенки между траншеями (бурты).

Существует два основных способа разработки грунта бульдозером.

При послойном способе грунт снимают слоями по всей площадке. В траншейном выемку разбивают на ярусы глубиной 0,4-0,5 м, ширина траншеи – в отвал машины. А между ними оставляют нетронутые бурты шириной 0,4-0,6 м (см. рис. 2).

Бурты препятствуют сползанию грунта в стороны от ковша при транспортировке, их снимают в последнюю очередь. Траншейный способ более производителен.

Схему движения скрепера выбирают в зависимости от расположения выемок и насыпей (см. рис. 3).

Рисунок 3. Схема работы скрепера. 1 – проходка по эллипсу, 2 – проходка по восьмерке, 3 – сдвоенная проходка по эллипсу при двух насыпях, 4 – сдвоенная проходка по эллипсу при двух выемках; а – участок загрузки, б – груженый скрепер, в – участок разгрузки, г – порожний скрепер.

Если есть возможность, для рытья котлованов применяют более специализированные машины – экскаваторы.

В предстоящие месяцы и годы особенно быстрыми темпами в Украине будет развиваться дорожное и жилищное строительство. С наступлением весны стартуют две государственные программы – строительства дорог и социальных объектов «Большая стройка». Быстро и качественно выполнять все возрастающие объемы работ помогут мощные, надежные землеройные и транспортные машины.

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Оставить комментарий:

Advertisement

Скреперы K-Tec

Материалы по теме

Карьерный песок — сопутствующий ценный материал

Карьерный песок — сопутствующий ценный материал

Потребность в песке для строительства быстро растет. Это стимулирует производство. Один из доступных источников строительного заполнителя — добыча в карьерах.

28 Июл 2020, 13:34

eye-icon

190

comment-icon

0

Самые популярные тренды, которые следует увидеть на CONEXPO-CON/AGG 2020

Самые популярные тренды, которые следует увидеть на CONEXPO-CON/AGG 2020

Рассказываем об основных тенденциях выставочных стендов, презентаций и учебных сессий, которые будут представлены на CONEXPO-CON/AGG 2020. Среди основных тем: телематика и управление оборудованием, повышение уровня безопасности, рекрутинг и удержание сотрудников, виртуальная и дополненная реальность в строительной отрасли, электрические решения для техники и много другого.

7 Фев 2020, 17:09

eye-icon

169

comment-icon

0

Как к 2030 году снизить на 40% выбросы углерода и к 2050 году достичь 100% безотходности строительства

Как к 2030 году снизить на 40% выбросы углерода и к 2050 году достичь 100% безотходности строительства

Всемирный совет по Экологическому строительству представит свое видение во время Всемирной недели, посвященной Экологическому строительству.

5 Дек 2019, 14:24

eye-icon

88

comment-icon

0

Advertisement