Контроль расхода топлива: какие существуют варианты?

Статьи Технологии

29 Апр 2020, 16:20

eye-icon

112

comment-icon

0

Более четверти, иногда – до 40% затрат на перевозки автотранспортом приходится на горюче-смазочные материалы. Это самая весомая статья себестоимости: она больше оплаты труда и в несколько раз превышает амортизационные отчисления. Высока доля затрат на ГСМ и в других отраслях – строительстве, производстве строительных материалов. Контроль расхода топлива помогает повысить эффективность работы и рентабельность.

Причины перерасхода топлива 

Существует много причин перерасхода топлива. Но есть и немало способов контролировать данные расходы.

Технических причин повышенного расхода горючего может быть много: упала мощность двигателя, неисправен датчик кислорода или температуры; разрегулировано опережение зажигания в бензиновом моторе или опережение впрыска в дизельном; засорен воздушный фильтр; не отрегулированы клапанные зазоры и др. Также на расход топлива влияет стиль вождения. Ремонтные подразделения крупных предприятий и сервисные центры обязаны обеспечить хорошее состояние агрегатов, а водители – владеть навыками экономичного вождения. 

Есть немало схем хищения ГСМ. Такие схемы зачастую разнообразны, в одних может быть задействован только непосредственно водитель, в других сразу несколько сотрудников предприятия. Чтобы избежать хищений, на предприятиях иногда вводят премии за экономию ГСМ и штрафы за перерасход, ужесточают контроль за бухгалтерией. Но лучший и современный способ защиты от потерь – установка систем контроля расхода топлива.

Оборудование и системы контроля расхода топлива 

Простейший способ контроля – применение топливных карт. На них учет ведется в литрах. Это усложняет обналичивание сэкономленного горючего и избавляет водителя от необходимости возить с собой большие суммы наличности. 

Можно также отслеживать движение транспорта при помощи системы GPS, а затем сопоставлять отчетные данные с нормами расхода. Но нормы не учитывают множество показателей: загруженность машины, условия движения – в городе или по загородной магистрали, качество дорожного покрытия и пр.

Установка систем контроля за расходами топлива — эффективный способ экономии.

Какое оборудование для контроля расхода топлива можно использовать:

  • проточный прибор контроля расхода топлива;
  • емкостной датчик уровня топлива;
  • CAN-шина (от англ. Controller Area Network – сеть контроллеров).

Проточный датчик расхода топлива (ДРТ) также называют расходомером. Он очень точно (с погрешностью 1-3%) измеряет объем проходящего через него топлива. Информация идет на бортовой контроллер автомобиля.

Емкостной датчик уровня топлива (ДУТ) измеряет объем горючего, его изменения в баке. Погрешность – в тех же пределах, что у ДРТ. Но этот датчик позволяет выявлять «микросливы» на стоянках, когда мотор выключен.

CAN-шина есть на большинстве современных машин. Данные с нее поступают на бортовой контроллер автомобиля. CAN-шина обеспечивает работоспособность силового агрегата (двигателя и коробки передач), антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности, рулевого механизма, давления в колесах и пр. На считывании, фиксации и передаче данных с CAN-шины основана система контроля расхода топлива FMS (то есть, с использованием стандарта FMS).

Система контроля расхода топлива FMS позволяет видеть:

— сколько горючего было в баке на начало и конец анализируемого периода;

— сколько топлива заправлено и потреблено, а сколько слито;

— пробег машины за определенный отрезок времени;

— средний расход горючего на 100 км на холостом ходу, за моточас;

— данные об оборотах мотора и скорости движения машины;

— время работы мотора, движения автомобиля и др.

Система контроля расхода топлива FMS состоит из терминала, автомобильной платформы и офисного устройства.

Затраты на установку и обслуживание такого оборудования меньше, чем на ДРТ или ДУТ. Но оно дает больше информации. Данные записываются на установленный в машине терминал, считываются по прибытии в гараж.

Контроль расхода топлива на предприятии

При больших объемах перевозок и расходуемых ГСМ нужна система контроля расхода топлива и мониторинга транспорта. Обычно применяют контроль расхода топлива GPS. Для этого на каждый автомобиль дополнительно к датчикам устанавливают терминалы. Они содержат GPS-приемник, микроконтроллер, флэш-память и GSM-модем. Данные о перемещении каждой машины, работе и состоянии ее агрегатов поступают на сервер, в общую систему мониторинга. 

Система GPS-мониторинга и контроля расхода топлива и транспорта позволяет оптимизировать расходы на содержание автопарка, предотвращать хищения топлива, оптимизировать график работы всех машин, исключить нецелевые рейсы, хранить и анализировать информацию. 

Такая система обходится недешево. Но внедрение такой аппаратуры и программ приводит к значительному сокращению потерь. По данным из открытых источников, окупается такая система контроля расхода топлива в среднем за 3 месяца.

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Advertisement

Материалы по теме

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

По мере электрификации внедорожной техники и оснащения машин функциями, обеспечивающими их взаимодействие с другими машинами и устройствами, растут требования, предъявляемые к таким системам, как системы СВКО.

18 Фев 2022, 10:00

eye-icon

36

comment-icon

0

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

Все большее значение для строительной отрасли приобретает выставка потребительской электроники Consumer Electronics Show, ежегодно проходящая в январе в Лас-Вегасе, США, при поддержке ассоциации Consumer Electronics Association.

9 Фев 2022, 10:30

eye-icon

24

comment-icon

0

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Последние несколько лет бизнес-сегмент Terex Materials Processing (Terex MP), специализирующийся на проектировании и производстве дробильно-сортировочного оборудования, активно разрабатывает новые цифровые продукты в различных областях, в том числе системы управления товарно-материальными запасами, телематические системы, а также системы eCommerce

4 Фев 2022, 10:00

eye-icon

23

comment-icon

0

Advertisement