Контроль расхода топлива: какие существуют варианты?
Более четверти, иногда – до 40% затрат на перевозки автотранспортом приходится на горюче-смазочные материалы. Это самая весомая статья себестоимости: она больше оплаты труда и в несколько раз превышает амортизационные отчисления. Высока доля затрат на ГСМ и в других отраслях – строительстве, производстве строительных материалов. Контроль расхода топлива помогает повысить эффективность работы и рентабельность.
Причины перерасхода топлива
Технических причин повышенного расхода горючего может быть много: упала мощность двигателя, неисправен датчик кислорода или температуры; разрегулировано опережение зажигания в бензиновом моторе или опережение впрыска в дизельном; засорен воздушный фильтр; не отрегулированы клапанные зазоры и др. Также на расход топлива влияет стиль вождения. Ремонтные подразделения крупных предприятий и сервисные центры обязаны обеспечить хорошее состояние агрегатов, а водители – владеть навыками экономичного вождения.
Есть немало схем хищения ГСМ. Такие схемы зачастую разнообразны, в одних может быть задействован только непосредственно водитель, в других сразу несколько сотрудников предприятия. Чтобы избежать хищений, на предприятиях иногда вводят премии за экономию ГСМ и штрафы за перерасход, ужесточают контроль за бухгалтерией. Но лучший и современный способ защиты от потерь – установка систем контроля расхода топлива.
Оборудование и системы контроля расхода топлива
Простейший способ контроля – применение топливных карт. На них учет ведется в литрах. Это усложняет обналичивание сэкономленного горючего и избавляет водителя от необходимости возить с собой большие суммы наличности.
Можно также отслеживать движение транспорта при помощи системы GPS, а затем сопоставлять отчетные данные с нормами расхода. Но нормы не учитывают множество показателей: загруженность машины, условия движения – в городе или по загородной магистрали, качество дорожного покрытия и пр.
Какое оборудование для контроля расхода топлива можно использовать:
- проточный прибор контроля расхода топлива;
- емкостной датчик уровня топлива;
- CAN-шина (от англ. Controller Area Network – сеть контроллеров).
Проточный датчик расхода топлива (ДРТ) также называют расходомером. Он очень точно (с погрешностью 1-3%) измеряет объем проходящего через него топлива. Информация идет на бортовой контроллер автомобиля.
Емкостной датчик уровня топлива (ДУТ) измеряет объем горючего, его изменения в баке. Погрешность – в тех же пределах, что у ДРТ. Но этот датчик позволяет выявлять «микросливы» на стоянках, когда мотор выключен.
CAN-шина есть на большинстве современных машин. Данные с нее поступают на бортовой контроллер автомобиля. CAN-шина обеспечивает работоспособность силового агрегата (двигателя и коробки передач), антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности, рулевого механизма, давления в колесах и пр. На считывании, фиксации и передаче данных с CAN-шины основана система контроля расхода топлива FMS (то есть, с использованием стандарта FMS).
Система контроля расхода топлива FMS позволяет видеть:
— сколько горючего было в баке на начало и конец анализируемого периода;
— сколько топлива заправлено и потреблено, а сколько слито;
— пробег машины за определенный отрезок времени;
— средний расход горючего на 100 км на холостом ходу, за моточас;
— данные об оборотах мотора и скорости движения машины;
— время работы мотора, движения автомобиля и др.
Затраты на установку и обслуживание такого оборудования меньше, чем на ДРТ или ДУТ. Но оно дает больше информации. Данные записываются на установленный в машине терминал, считываются по прибытии в гараж.
Контроль расхода топлива на предприятии
При больших объемах перевозок и расходуемых ГСМ нужна система контроля расхода топлива и мониторинга транспорта. Обычно применяют контроль расхода топлива GPS. Для этого на каждый автомобиль дополнительно к датчикам устанавливают терминалы. Они содержат GPS-приемник, микроконтроллер, флэш-память и GSM-модем. Данные о перемещении каждой машины, работе и состоянии ее агрегатов поступают на сервер, в общую систему мониторинга.
Такая система обходится недешево. Но внедрение такой аппаратуры и программ приводит к значительному сокращению потерь. По данным из открытых источников, окупается такая система контроля расхода топлива в среднем за 3 месяца.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0