Телематика: создание экосистемы в строительстве

Статьи Строительство

26 Окт 2021, 09:38

eye-icon

59

comment-icon

0

Совсем недавно слово «телематика» было для многих незнакомым, и даже вызывало благоговейный трепет. Для некоторых это загадочное слово ассоциировалось только с телекоммуникациями, информационными технологиями и передачей сложных для понимания данных. Сегодня этот термин стал элементом более масштабной концепции, согласно которой современная строительная площадка представляет собой «экосистему», которая характеризуется таким же числом перемещающихся и взаимосвязанных составных частей, как и любая природная среда.

Користувачі системи управління будівельним об'єктом Topcon Sitelink3D можуть спостерігати за всіма роботами на будівельному майданчику в режимі реального часу, не виходячи з офісу
Пользователи системы управления строительным объектом Topcon Sitelink3D могут наблюдать за всеми работами на строительной площадке в режиме реального времени, не выходя из офиса

Несмотря на это громкое заявление, последние достижения современных технологий обещают строительным компаниям, которые видят себя частью гораздо более масштабной картины, уже сейчас облегчить выполнение работ на стройплощадке, максимально повысить производительность и сделать их деятельность более результативной.

Сравнение стройплощадки с природной экосистемой может показаться несколько натянутым, но оно касается только идеи взаимодействия между составляющими частями. По словам Сорена-Брогарда Йенсена (Soeren Brogaard Jensen), директора по работе с клиентами компании Trackunit, уже сегодня на самых современных стройплощадках существует сложное взаимодействие между оригинальными разработчиками оборудования (OEM-производителями), компаниями по аренде спецтехники, которые часто являются поставщиками этого оборудования, специальными компаниями, осуществляющими планирование проектов, и компаниями, реализующими проекты и использующими для этого спецтехнику.

Совместное использование данных в строительстве

«В ходе размышлений мы пришли к заключению, что телематика могла бы стать тем средством, которой могло бы привести в действие процесс взаимодействия в экосистеме и повысить его эффективность, — говорит Сорен-Брогард Йенсен. – Стороны, принимающие участие в строительных проектах, приходят к выводу, что, если позволить наиболее актуальным данным свободно «циркулировать» между заинтересованными сторонами, все только выиграют от этого».

Бурчин Капланоглу (Burcin Kaplanoglu), исполнительный директор и директор по инновациям компании Oracle Construction and Engineering, согласен с тем, что все больше внимания уделяется такому использованию данных, которое принесет как можно больше пользы.

«Во многом движущей силой этого процесса будет признание преимуществ, которые дает сбор и анализ данных, — говорит Бурчин Капланоглу. – Находящиеся на передовых рубежах строительные компании будут требовать большей информационной прозрачности и осведомленности, и более тесного взаимодействия в ходе строительства, чтобы располагать большими возможностями для контроля».

Но как выглядит обмен данными для владельцев оборудования на практике?

Отвечая на этот вопрос, Сорен-Брогард Йенсен вспоминает, как раньше строительные компании покупали машины, а затем выбирали телематическую систему и использовали эту систему для модернизации своего парка спецтехники. Собранные с помощью телематической системы данные оставались у владельца оборудования. Зачастую это имеет место и в наши дни, но ОЕМ-производители стали все чаще включать телематические системы в заводскую комплектацию и оснащать свои машины телематикой на заводе-изготовителе.

Существует бесконечное множество показателей, которые можно измерить, но для среднестатистического владельца оборудования актуальна лишь часть из них. Тем не менее, оставшиеся данные могут оказаться чрезвычайно ценными для OEM-производителей. Доступ к таким данным можно легко обеспечить через программный интерфейс приложений (API), соединяющий каждую часть оборудования с сервером, в который направляются все данные. Другими словами, для пользователя это может происходить незаметно и не требовать каких-либо усилий со стороны владельца техники или предприятия, осуществляющего эксплуатацию оборудования.

Сучасні телематичні рішення, наприклад, компанії Trackunit, здатні забезпечити для власників обладнання цінні відомості
Современные телематические решения, например, компании Trackunit, способны обеспечить для владельцев оборудования ценные сведения

«Все преимущества, которые может предложить телематическая система, основаны на концепции совместного использования данных, поскольку чем больше информации о фактическом использовании машины смогут собрать OEM-производители, тем более качественно они смогут проектировать оборудование для решения реальных задач в будущем», — добавляет Сорен-Брогард Йенсен из компании Trackunit.

От штрих-кодов к искусственному интеллекту

За свою относительно короткую историю телематические технологии прошли долгий путь, и их эволюция набирает обороты.

Хольгер Пицш (Holger Pietzsch), вице-президент по маркетингу компании-производителя геодезического оборудования Leica Geosystems, которая является подразделением технологической мультибрендовой группы компаний Hexagon, объясняет, как телематика обеспечивает преимущества на трех уровнях: для достижения эксплуатационной эффективности, при управлении основными средствами и для повышения эффективности труда оператора или выполнения работ на строительной площадке.

«В самой простой форме эволюцию телематических систем можно сравнить с эволюцией штрих-кодов, которые используются для отслеживания и контроля перемещения товаров в цепочках поставки: они помогает повысить эффективность внутренней операционной деятельности, — говорит Хольгер Пицш, отмечая, что OEM-производитель может отслеживать с помощью телематической системы, например, состояние, местоположение и рабочую нагрузку проданной им техники.

Когда речь идет об управлении основными средствами, в телематических системах используется «обертка» данных вокруг каждой единицы техники для ее удаленного мониторинга и предоставления обратной связи владельцу, например, сколько топлива потребляет отдельная машина, перегревается ли двигатель или могут ли возникнуть проблемы с перегревом двигателя в будущем.

Хольгер Пицш говорит, что сегодняшние телематические системы также развиваются в направлении, в большей степени ориентированном на получение данных о фактически выполненной работе, повышая таким образом эффективность выполнения работ на стройплощадке.

«В вашем парке имеются экскаваторы, которые приобретались, чтобы перемещать грунт… при этом грунт должен быть перемещен в установленные сроки, в соответствии с требованиями и в рамках утвержденного бюджета, — говорит Хольгер Пицш. —  В конечном итоге, если вы не переместите грунт тогда, когда его нужно переместить и туда, куда его нужно переместить, вам не заплатят. Наши технологии в большей степени ориентированы на то, чтобы помочь увеличить количество перемещаемого грунта и проследить, чтобы количество перемещенного грунта соответствовало заданному».

Принимая это во внимание, такие компании, как Leica, предлагают системы управления машинами, которые являются ранней формой автономии. Эти системы позволяют строительным компаниям выполнять работы более точно.

«Сегодня можно сесть за компьютер и спроектировать траншею, а затем загрузить этот проект в систему управления машиной, например, экскаватором. После этого машина становится фактически способной ориентироваться в пространстве, — говорит Хольгер Пицш. — Когда экскаватор начинает перемещать грунт, система сообщает оператору, что ковш экскаватора отклоняется от прямой, или копает слишком глубоко, или нужно повернуть. Система начинает взаимодействовать с машиной напрямую».

По мнению Хольгера Пицша, как только машины приобретут этот базовый уровень «интеллекта», они смогут стать частью более крупной «экосистемы», зная, что нужно делать, и обеспечивая обратную связь с оператором.

«Искусственный интеллект кардинально меняет правила игры в строительной отрасли, поскольку основное внимание уделяется повышению производительности в отрасли, продолжающей испытывать конкурентное давление, — заявляет Бурчин Капланоглу. — Речь идет о сборе, анализе и совместном использовании данных проектов для снижения рисков, упреждающего управления проблемами и непрерывного улучшения от проекта к проекту».

«Реальная история» работы строительной техники

У додатку Caterpillar Remote Service передбачено дві ключові функції: Remote Troubleshoot для пошуку та усунення неполадок, і Remote Flash для дистанційного оновлення ПЗ
В приложении Caterpillar Remote Service предусмотрены две ключевые функции: Remote Troubleshoot для поиска и устранения неполадок, и Remote Flash для дистанционного обновления ПО

Агрегирование данных от разных владельцев техники дает OEM-производителям возможность узнать «реальную историю» работы техники на основе опыта реальных пользователей. Это крайне важно для проектирования оборудования и его усовершенствования, и из этого могут извлечь выгоду в долгосрочной перспективе как владельцы, так и эксплуатирующие организации.

Например, среднестатистическая автовышка имеет сотню измерительных точек, которые используются для непрерывного мониторинга работы гидравлических систем и двигателя, и получения аварийных сигналов и т.д. Для пользователя автовышки актуальны только 30% данных, поступающих из этих измерительных точек.

«Остальные 70% на самом деле не так важны для пользователя, — говорит Сорен-Брогард Йенсен. — Но OEM-производители крайне заинтересованы в этих данных, чтобы их можно было использовать для изготовления машин для следующего поколения оборудования».

Большая часть собранных данных является результатом ответных действий пользователя на коды ошибок, которые могут быть простыми, как, например, сообщение, предупреждающее о том, ремень безопасности не пристегнут, или критическими, как, например, неисправность, ведущая за собой неизбежный отказ компонентов.

«Генерируемые в ходе этого данные проверяются людьми на местах, — объясняет Сорен-Брогард Йенсен. — Мы называем это «наземной сверкой». Обмен этими данными позволит вам в одночасье расширить свои знания и улучшить качество данных, подключив к системе тысячи пользователей, квитировавших эту ошибку».

Кевин Гарсия (Kevin Garcia), генеральный директор подразделения по разработке решений для гражданского строительства компании Trimble, согласен с этим утверждением: «Современные технологии позволяют OEM-производителям получать такую информацию, как коды неисправностей двигателей, данные о расходе топлива, показатели систем мониторинга давления в шинах и множество других показателей, и поставщики технологий могут взять на себя заботу о повышении эффективности работы оператора, ускорении темпов выполнения задач, составлении карт выемок и насыпей, обновлении изображений рельефа поверхности и многое другое.

Строительных подрядчиков интересует возможность контроля своих производственных затрат и использования технологий, которые позволят им получить наглядное представление о том, сколько грунта было загружено в каждый самосвал в карьере. Сегодня это можно сделать, например, с помощью системы измерения загрузки ковша погрузчика и специальных программных средств, например, портала управления карьером InsightHQ, от компании Trimble, способного генерировать отчеты, содержащие данные о показателях работы, которые можно просматривать в веб-браузере или в специальном приложении в смартфоне.

«Во время работ, требующих перемещения больших объемов грунтов, использование традиционных систем измерения загрузки ковша экскаватора, подключенных к системам мониторинга карьерных самосвалов обеспечивает немедленное 25-процентное увеличение объемов перемещенных грунтов. Более того, система дает понимание общего тоннажа перемещенных масс, количества отработанных моточасов и каждого шага в рабочем цикле экскаваторов и самосвалов»,

– продолжает Кевин Гарсия.

«Мозговой центр» строительства

По мере увеличения объема данных, которые передаются и агрегируются с помощью телематических технологий, для ОЕМ-производителей возникает больше возможностей для создания более интуитивного понятного и «интеллектуального» оборудования.

«Если вы следите за популяцией машин, состоящей из полумиллиона «особей», занимающих определенную территорию, вы сможете начать предугадывать, какую машину нужно подготовить для какого типа работ и на каком участке», — говорит Сорен-Брогард Йенсен. «Мы пытаемся взять эти алгоритмы искусственного интеллекта и понять, как мы можем не просто сделать данные общедоступными, например, хотя бы для одного клиента, а создать систему с открытым исходным кодом, практически «мозговой центр» строительства.

Будмайданчик, оснащений засобами навігації та зв'язку з інтернетом, дозволяє всім зацікавленим сторонам отримувати відомості про всі об'єкти, що переміщаються в режимі реального часу
Стройплощадка, оснащенная средствами навигации и связи с интернетом, позволяет всем заинтересованным сторонам получать сведения о всех перемещающихся объектах в режиме реального времени

«Мы пытаемся добиться, чтобы данные интериоризировались, использовались в вашей собственной цепочке создания стоимости, и возвращались сообществу разработчиков ПО с открытым исходным кодом, чтобы усилить мощь экосистемы, силу мысли множества людей, думающих об одних и тех же проблемах, — продолжает Сорен-Брогард Йенсен.

Хольгер Пицш соглашается с эти утверждением, добавляя, что вместо того, чтобы использовать телематику для отслеживания и мониторинга одного объекта основных средств, сейчас речь идет больше о том, как сопоставить этот объект с другими объектами в отношении работы, которую надлежит выполнить. Это включает информацию об этой машине и о том, что она делает для выполнения того, что должно быть сделано на этой стройплощадке.

«Мы видим, что все больше внимания уделяется использованию технологий для улучшения взаимодействия между людьми и координации их деятельности»,

— добавляет Хольгер Пицш.

Фабрицио Делл’Акуа (Fabrizio Dell’Acqua), специалист по управлению машинами и телематическим системам компании Topcon Positioning Group, отмечает, что обмен данными должен осуществляться сознательно.

«Нам необходимо продолжить разработку отраслевых стандартов по телематике, таких, например, как стандарты AEMP для API-интерфейса, чтобы предоставить конечным пользователям более удобный доступ к данным оборудования OEM-производителей, — говорит Фабрицио Делл’Акуа. — Это позволит им более эффективно обрабатывать и анализировать данные по своим паркам техники, а также экономить время и деньги на стройплощадках или в рамках своей деятельности».

Телематика уже принесла много преимуществ сегодняшним строительным площадкам, и эта тенденция обещает сохраниться и даже ускориться по мере роста объема данных, которыми обмениваются заинтересованные стороны.

Технология 5G меняет правила игры

Рішення LifT Connect від компанії Genie дозволяє власникам обладнання відстежувати кількість моточасів у віддаленому режимі, допомагаючи розробляти довгострокові програми по ТО
Решение LifT Connect от компании Genie позволяет владельцам оборудования отслеживать количество моточасов в удаленном режиме, помогая разрабатывать долгосрочные программы по ТО

Совершенствование глобальной информационной инфраструктуры позволяет телематическим технологиям обеспечить сегодня более значительные немедленные выгоды на стройплощадках, а также смягчить некоторые более масштабные отраслевые проблемы.

Повсеместное развертывание беспроводной технологии 5G (пятого поколения цифровых сетей сотовой связи) началось в 2019 году. С появлением этой инновационной технологии ускорились темпы внедрения телематических систем на строительных площадках.

«Быстрый рост и развертывание глобальных сетей сотовой связи позволяет ускорить передачу данных, — поясняет Кристин Зезник (Christine Zeznick), директор по развитию бизнеса в области телематических систем компании Genie, подразделения Terex. «В условиях нехватки технических специалистов в отрасли использование телематических систем, таким, например, как решение Genie Lift Connect, обеспечивающее доступ к данным, позволяет специалисту технической поддержки выявить и устранить неполадки у клиента дистанционно, без выезда на площадку, влекущего за собой расходы. Такая экономия времени и труда может быстро окупиться».

Еще одним важным аспектом телематики является возможность эффективного удаленного мониторинга техники для планирования технического обслуживания.
«Долгосрочная аренда традиционно представляла проблему в отношении того, как узнать, когда точно нужно проводить работы по ТО, — отмечает Кристин Зезник. — В результате клиенты составляли календарный график проверки машин и технического обслуживания двигателей. Это приводило к более частому обслуживанию машин, чем это требовалось, и недостаточному обслуживанию, когда возникала необходимость. Телематика позволяет компании, предоставляющей в аренду оборудование, удаленно контролировать точное количество моточасов и более эффективно управлять техническим обслуживанием машин, которые находятся в долгосрочной аренде, экономя время и деньги».

Повышение эффективности

До системи Metso Metrics під'єднано понад 800 машин
К системе Metso Metrics подключено свыше 800 машин

«Система удаленного поиска и устранения неполадок Remote Troubleshoot позволяет дилерам Cat проводить диагностическое тестирование подключенных машин, определять причину кода неисправности или сигнала тревоги и выявлять потенциальные проблемы во время работы машин, — рассказывает Стив Джанда (Steve Janda), менеджер по рынку цифровых и строительных технологий компании Caterpillar. – функция Remote Flash позволяет обновлять встроенное программное обеспечение машин в удаленном режиме без присутствия специалиста на площадке. Как только появляется новое обновление программного обеспечения, дилера компании Cat направляет клиентам соответствующее уведомление, и клиенты могут выполнить обновление ПО, пока машины находятся на стройплощадке».

«Системы Remote Flash и Remote Troubleshoot радикально изменили подход к техническому обслуживанию машин, — говорит Стив Джанда. – Отсутствие необходимости выезжать на площадку для выполнения обслуживания машины экономит время и деньги клиента».

Яри Хитти (Jari Hytti), менеджер по программным приложениям для эксплуатационного обслуживания компании Metso, говорит, что функция удаленного мониторинга, созданная компанией, помогает клиентам своевременно проводить проверку машин, избегая лишних трудозатрат.

«Мы можем заранее связаться с нашими клиентами и согласовать дату, когда инспектор может прибыть на объект для проведения инспекции, — говорит Яри Хитти. — То же самое относится и к предстоящим мероприятиям по техническому обслуживанию: мы можем заранее связаться с нашими клиентами и предложить им наши услуги на основе данных, полученных с машины».

«Удаленное устранение неисправностей помогает нашим клиентам, когда специалисты компании Metso могут получить доступ к журналу регистрации аварийных сигналов машины. На основе анализа полученных данных, наши специалисты могут помочь решить проблемы, которые могут возникнуть у клиента, не выходя из офиса. Таким образом, машина клиента будет в исправном состоянии, обеспечивая стабильную работу», — продолжил Яри Хитти.

По мнению Яри Хитти, технологии продолжают совершенствовать, чтобы объединить искусственный интеллект и системы удаленного мониторинга и разработать решение, которое будет способно делать прогнозы о том, что произойдет с машиной, и выполнять корректирующие действия или предлагать пользователю выполнить корректирующие действия.

Передает Информационный портал Заполнители

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Advertisement

Материалы по теме

Экзоскелеты в строительстве

Экзоскелеты в строительстве

Мэтью Марино (Matthew Marino), директор направления эргономики и человеческих факторов в компании HeroWear, которая является разработчиком и поставщиком роботизированных технологий, в частности, экзоскелетов, рассказывает о том, как и для чего эта технология может использоваться на строительных площадках.

23 Фев 2022, 16:59

eye-icon

47

comment-icon

0

Практический пример использования технологий Topcon при ремонте гоночной трассы

Практический пример использования технологий Topcon при ремонте гоночной трассы

Благодаря современным технологиям укладка нового покрытия гоночной трассы Autodromo di Franciacorta в Италии выполнена с высокой точностью и в рекордно короткие сроки.

15 Фев 2022, 10:00

eye-icon

45

comment-icon

0

7 мощных трендов, которые ожидаются в строительной отрасли в 2022 году

7 мощных трендов, которые ожидаются в строительной отрасли в 2022 году

В этой статье речь пойдет о самых заметных на сегодняшний день тенденциях в строительной отрасли.

8 Фев 2022, 10:00

eye-icon

374

comment-icon

0

Advertisement