Формула эффективности: как влияет колесная формула на востребованность самосвалов
Колесная формула играет важнейшую роль в управлении транспортным средством. За незамысловатой фразой скрывается принцип распределения тяги двигателя между колесами. Для обозначения используют 2 цифры — например, «4х2» или «6х4». Первая цифра указывает на общее количество колес, вторая — на то, сколько из них являются ведущими. Именно на ведущие колеса передается крутящий момент двигателя. По формуле легко определить количество осей самосвала, от которых зависит нагрузка, сложность в обслуживании и эксплуатации техники. Выясним, как влияет ведущая ось на эффективность и грузоподъемность грузовиков, какие именно самосвалы считаются лучшими.
Самые распространенные типы колесных формул самосвалов
Существует несколько разновидностей машин, выполняющих автоматическую разгрузку содержимого. Воспользуемся общепринятой классификацией, согласно которой самосвалы делятся на:
- Внедорожные большегрузные. Например, автомобили БелАЗ.
- С повышенной проходимостью. Для такого транспорта характерны колесные формулы 4х4, 6х6 и пр. То есть, все оси техники являются ведущими.
- Дорожные. Самый распространенный вариант, который идеально подходит для больших дорог. Это «золотая середина» между маневренностью и проходимостью. Для дорожных самосвалов характерна колесная формула 6х4, 6х2 и 4х2.
Поиск идеальной формулы
Интересующие нас самосвалы могут иметь самое разное количество осей. Два ведущих моста — рекомендуемое, но не обязательное решение. Грузовики с открытым кузовом и колесной формулой 6х2 актуальны при ограниченной нагрузке на ось, когда на пути следования есть посты весового контроля.
С небольшой доплатой можно взять 40-тонник 6х6. Так какая же колесная формула предпочтительнее?
- 4х2. Прежде всего, она хороша на асфальте. Модели с данной колесной формулой востребованы на отечественном рынке. У них отличная маневренность, к устойчивости тоже нет претензий. Однако грузоподъемность сравнительно небольшая.
- 6х2. Это самосвалы со средней нагрузкой, которые могут перевезти за один рейс еще больше груза. Грузовик 10-тонник сохраняет простоту конструкции. Трансмиссия транспортного средства мало чем отличается от трансмиссии самосвала 4х2. Зато в трехосных модификациях уже есть рама, система торможения, электрооборудование. К тому же, стоимость данной модели выше «базы» всего на 10-15%. Теперь становится понятно, почему в странах Европы так распространены такие грузовые автомобили. Конечно, из-за сниженной нагрузки на заднюю ось езда по бездорожью становится проблематичной. Поэтому даже 5-тонник с формулой 6х2 следует использовать на трассах с твердым покрытием. Сегодня появилось специальное оборудование, которое поднимает подкатной мост над дорогой. Таким образом, снижается износ шин, временно повышается нагрузка на ведущий мост.
- 6х4 и 6х6 – тяжеловесы. Это большегрузные самосвалы, которые уверенно чувствуют себя и на хороших магистралях, и на бездорожье. Например, в Норвегии в тяжелых горных условиях карьерные автосамосвалы с колесной формулой 6х2-2 (спаренные колеса на «ленивце») демонстрируют превосходную устойчивость. В США и Австралии 6х4 также доказали свою эффективность при перевозке на дальние расстояния. Дело в том, что в этих странах большая часть грузового транспорта развивает скорость, превышающую 90 км/ч. 6х4 на высоких скоростях позволяет добиться лучшей устойчивости. Трансмиссия карьерного самосвала может оснащаться межосевым дифференциалом. Если транспортное средство регулярно используется в условиях бездорожья, и каждое колесо работает со скольжением, межосевой дифференциал применяют редко. Для самосвальных машин, выезжающих на большие дороги, он просто необходим. Вездеходы с колесной формулой 6 на 6 редко используют дифференциалы. Это значительно упрощает и удешевляет конструкцию.
- 8х4. «Тяжелая артиллерия» для бездорожья. Грузоподъемность таких самосвалов часто превышает 25 тонн, а полная масса – 40 тонн.
Саморазгружающиеся машины незаменимы в строительстве и сельском хозяйстве, в горнодобывающей промышленности и других отраслях. Предприятия подбирают технику, исходя из потребностей и задач. Кому-то нужна максимальная грузоподъемность – тогда колесная формула 8х4 будет как раз кстати. Другим важна мобильность, и на первый план выходит транспорт 4х2.
Покупка такой техники экономически выгодна. Она неприхотлива к нашим дорогам, имеет экономичный двигатель и высокую ремонтопригодность. Остается выбрать конкретную модель самосвала.
Самые востребованные самосвалы
Когда в приоритете цена, а не виды колесных формул, на первый план выходят доступные грузовые автомобили. МАЗ-5550 – белорусский самосвал, который пользуется спросом среди отечественных предприятий. Его можно увидеть и на стройке, и на ферме. Правда, машина справляется с перевозкой груза только на относительно хороших дорогах. Наличие заднего привода и формула 4х2 не позволяют преодолевать сильное бездорожье – особенно если МАЗ-5550 везет 10-12 тонн зерна или песка. Зато в арсенале большой выбор двигателей. Большинство водителей самосвалов лестно отзываются о данной модели MAZ.
Поработавшие на КамАЗ-65115 водители отмечают его надежность и неприхотливость. Не так давно крупнотоннажный самосвал подвергся рестайлингу, что еще больше укрепило позиции КамАЗ на рынке. Несмотря на относительно старую платформу с 6х4, машина прекрасно зарекомендовала себя в сложных условиях. Она не боится перегрузов — вплоть до 18 тонн.
Что касается зарубежных брендов, стоит присмотреться к моделям фирмы Scania и HOWO. Первый подкупает качеством и универсальностью применения грузового транспорта, а китайский бренд HOWO — ценой.
Таким образом, колесная формула помогает понять, сколько колес использует самосвал, и какие из них являются ведущими. А также спрогнозировать нагрузку, маневренность и удобство управления техникой в конкретных дорожных условиях. Стандартными для легковых автомобилей являются 4х2 и 4х4, для самосвальных машин и грузовиков — 6х2, 6х4 и 6х6. Магистральные тягачи в основном используют 6х2, для поездки по грунтовым дорогам подойдут 6х4. А если нужно перевезти большой груз, да еще и по тотальному бездорожью, выручит 6х6.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0