Интеллектуальная беспилотная спецтехника: тесты и перспективы
Искусственный интеллект, восстание машин, беспилотный транспорт… Четвертая промышленная революция, о которой говорили как о далеком, но неизбежном явлении, становится реальностью. Новый индустриальный переворот полностью меняет то, как работает, питается и даже отдыхает человек. Чем закончатся такие перемены, нам и предстоит выяснить сегодня. Рассказываем о тестах и перспективах беспилотных машин, поисках «золотой середины» между техническим прогрессом и ручным трудом.
Первые беспилотники в транспортной сфере: четвёртая промышленная революция
Говоря об интеллектуальной спецтехнике, нужно определиться с понятием «без пилота». С точки зрения пользователя, это 100% автономность, когда водитель или оператор не вмешиваются в управление транспортным средством. Современные технические системы смогут достичь такого уровня не ранее 2025 года. Массовое появление на дорогах произойдет не раньше 2035 года.
Безусловно, некоторые складские погрузчики и экскаваторы способны работать без участия человека. Однако они выполняют задачи только на заданной территории или имеют сильные ограничения функционала.
Первые разработки в сфере создания машины без водителя начали немецкие инженеры в 80-х годах XX века. Компания Mercedes представила первый беспилотный грузовик, который смог набрать скорость 100 км/ч, самостоятельно менял полосу и двигался по заданной траектории. Настоящим прорывом беспилотного транспорта стал седан фирмы Tesla Model S, оснащенный системой Full Self-Driving.
Этапы выпуска беспилотной спецтехники
Мировые производители спецтехники принимают активное участие в «беспилотной гонке»:
- Seegrid. В 2017 представила робот-погрузчик GP8 6-го поколения. Устройство оснащено уникальной функцией машинного зрения, стереоскопическими видеокамерами для распознавания сотрудников и грузов. Автономный погрузчик не только поднимает грузы, но и отвозит их в заданное место на складе, выгружает без контроля работников.
- Hyundai. В 2019 компания отправила на южнокорейские предприятия беспилотные машины-погрузчики, оснащенные системой захвата грузов и обхода препятствий. Автономный вилочный погрузчик избавляет рабочих от физических нагрузок, отличается компактностью и надежностью.
- Широкие перспективы не только у беспилотных складских погрузчиков, но и у землеройной спецтехники. Компания Komatsu разработала экскаватор, работающий без оператора. Американский стартап Built Robotics создал экскаватор-беспилотник на основе погрузчика Bobcat. Он ориентируется в пространстве с точностью до сантиметра, самостоятельно отслеживает наполнение ковша.
- Пока робот-погрузчик трудится на складе, мощные бульдозеры-беспилотники Caterpillar работают на карьерах без операторов. Управление удаленное, но с появлением искусственного интеллекта оно станет полностью автономным.
- Что и говорить – недавно в России был представлен первый беспилотный КамАЗ без кабины водителя. Пока это тестовый образец, активно ведутся отладочные работы.
Преимущества и недостатки такой техники
Какими достоинствами обладает самоходный спецтранспорт? Почему все больше компаний интересуются данным направлением и предпочитают доверить задачу машине, а не человеку? На то есть несколько причин:
- Безопасность сотрудников. ЧП на складах и карьерах – не редкость. Лучше доставать из-под завалов бездушную технику, а не погибших рабочих. Это главный аргумент в пользу автономных самосвалов и экскаваторов.
- Могут работать там, где опасно находиться человеку. Второй пункт тесно связан с первым. Далеко не каждый оператор согласится участвовать в разработке урановых руд из-за высокого риска облучения.
- Оптимизация затрат. Машины не болеют, им не нужно брать отгулы и ходить на обед.
В нашей стране интеллектуальная беспилотная спецтехника только начинает развиваться. Украина пока находится в самом начале пути, и единиц такой техники у нас немного. Ситуация такова, что минусы звучат громче плюсов:
- Во-первых, серьезные финансовые вложения – нужно приобрести оборудование и обучить персонал.
- Во-вторых, многие модели далеки от совершенства и нуждаются в модернизации. Говорить о 100% автономности пока не приходится.
- Автоматизация рабочих процессов приведет к сокращению наемных сотрудников и, как результат, возможному росту безработицы.
Что еще необходимо доработать?
В отличие от беспилотных автомобилей, при работе спецтехники необходимо контролировать десятки параметров. Например, в случае с комбайном это выбор угла жатки, определение качества пшеницы и пр. Также важно доработать систему безопасности, чтобы беспилотные машины не могли навредить человеку или окружающим объектам.
Еще одна проблема юридического характера связана с изменениями в законодательстве. Юристам понадобится не один год, чтобы разработать регламент использования беспилотных систем.
Перспективы применения интеллектуальной беспилотной спецтехники
Роботизация строительной и землеройной спецтехники открывает большие перспективы развития. Вот лишь несколько кейсов применения:
- Решение проблем с нехваткой специалистов в горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.
- Повышение уровня безопасности сотрудников (работа в опасной среде).
- Ликвидация последствий техногенных, природных катастроф.
- Демонтажные работы в экстремальных условиях.
- Автоматизация рабочих процессов. Автономная спецтехника работает в режиме 24/7, ей не нужно время на сон и обеденный перерыв.
Автоматизация спецтехники неизбежна. При самых скромных прогнозах интеллектуальный беспилотный транспорт будет пополняться новинками экскаваторов, погрузчиков и самосвалов, создавая конкурентную среду. Беспилотникам предсказывают большое будущее – компании готовы инвестировать миллиарды долларов в развитие новых технологий. Только в 2016 объем вложений составил 80 млрд. долларов.
Уступят ли операторы место компьютерам? Автономная спецтехника нуждается в постоянном контроле человека, поэтому в ближайшие десятилетия профессия водителя будет актуальной. И в то же время, четвертая промышленная революция уже на пороге, и ситуация на рынке труда может измениться в любую минуту.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0