Интеллектуальная беспилотная спецтехника: тесты и перспективы

Статьи Технологии

25 Ноя 2020, 12:23

eye-icon

194

comment-icon

0

Искусственный интеллект, восстание машин, беспилотный транспорт… Четвертая промышленная революция, о которой говорили как о далеком, но неизбежном явлении, становится реальностью. Новый индустриальный переворот полностью меняет то, как работает, питается и даже отдыхает человек. Чем закончатся такие перемены, нам и предстоит выяснить сегодня. Рассказываем о тестах и перспективах беспилотных машин, поисках «золотой середины» между техническим прогрессом и ручным трудом.

Первые беспилотники в транспортной сфере: четвёртая промышленная революция

«Мир стоит на распутье. Социальные системы, которые спасли нас от голода и нищеты, теперь работают против нас. Четвертая промышленная революция меняет не только производство, но и само понимание того, что такое быть человеком». Об этом пишет в своей книге Клаус Шваб, президент Международного экономического форума в Давосе. Именно Клаус Шваб придумал термин «Индустрия 4.0».

[Беспилотный транспорт Scania AXL упрощает работу на сложных участках]-[Интеллектуальная беспилотная спецтехника: тесты и перспективы] | информационный портал Заповнювачі]
Беспилотный транспорт Scania AXL упрощает работу на сложных участках.
Говоря об интеллектуальной спецтехнике, нужно определиться с понятием «без пилота». С точки зрения пользователя, это 100% автономность, когда водитель или оператор не вмешиваются в управление транспортным средством. Современные технические системы смогут достичь такого уровня не ранее 2025 года. Массовое появление на дорогах произойдет не раньше 2035 года. 

Безусловно, некоторые складские погрузчики и экскаваторы способны работать без участия человека. Однако они выполняют задачи только на заданной территории или имеют сильные ограничения функционала.

Первые разработки в сфере создания машины без водителя начали немецкие инженеры в 80-х годах XX века. Компания Mercedes представила первый беспилотный грузовик, который смог набрать скорость 100 км/ч, самостоятельно менял полосу и двигался по заданной траектории. Настоящим прорывом беспилотного транспорта стал седан фирмы Tesla Model S, оснащенный системой Full Self-Driving.

Беспилотный экскаватор Built Robotics. В кабине никого нет, но спецтехника продолжает работу]-[Интеллектуальная беспилотная спецтехника: тесты и перспективы] | информационный портал Заповнювачі
Беспиллотный экскаватор Built Robotics. В кабине никого нет, но спецтехника продолжает работать.

Этапы выпуска беспилотной спецтехники

Мировые производители спецтехники принимают активное участие в «беспилотной гонке»:

  • Seegrid. В 2017 представила робот-погрузчик GP8 6-го поколения. Устройство оснащено уникальной функцией машинного зрения, стереоскопическими видеокамерами для распознавания сотрудников и грузов. Автономный погрузчик не только поднимает грузы, но и отвозит их в заданное место на складе, выгружает без контроля работников. 
  • Hyundai. В 2019 компания отправила на южнокорейские предприятия беспилотные машины-погрузчики, оснащенные системой захвата грузов и обхода препятствий. Автономный вилочный погрузчик избавляет рабочих от физических нагрузок, отличается компактностью и надежностью.
  • Широкие перспективы не только у беспилотных складских погрузчиков, но и у землеройной спецтехники. Компания Komatsu разработала экскаватор, работающий без оператора. Американский стартап Built Robotics создал экскаватор-беспилотник на основе погрузчика Bobcat. Он ориентируется в пространстве с точностью до сантиметра, самостоятельно отслеживает наполнение ковша.
  • Пока робот-погрузчик трудится на складе, мощные бульдозеры-беспилотники Caterpillar работают на карьерах без операторов. Управление удаленное, но с появлением искусственного интеллекта оно станет полностью автономным.
  • Что и говорить – недавно в России был представлен первый беспилотный КамАЗ без кабины водителя. Пока это тестовый образец, активно ведутся отладочные работы.

КамАЗ без кабины – это вам не шутки]-[Интеллектуальная беспилотная спецтехника: тесты и перспективы] | информационный портал Заповнювачі
КамАЗ без кабины — это не шутки.
Пионером «тяжелых беспилотников» считается компания Caterpillar. В конце XX века американцы представили первый в мире самоходный карьерный самосвал. В одном из пресс-релизов производитель заявил, что автономная техника – это «больше не эксперимент, а самая настоящая реальность».«.

Преимущества и недостатки такой техники

Какими достоинствами обладает самоходный спецтранспорт? Почему все больше компаний интересуются данным направлением и предпочитают доверить задачу машине, а не человеку? На то есть несколько причин:

  1. Безопасность сотрудников. ЧП на складах и карьерах – не редкость. Лучше доставать из-под завалов бездушную технику, а не погибших рабочих. Это главный аргумент в пользу автономных самосвалов и экскаваторов.
  2. Могут работать там, где опасно находиться человеку. Второй пункт тесно связан с первым. Далеко не каждый оператор согласится участвовать в разработке урановых руд из-за высокого риска облучения.
  3. Оптимизация затрат. Машины не болеют, им не нужно брать отгулы и ходить на обед.

В нашей стране интеллектуальная беспилотная спецтехника только начинает развиваться. Украина пока находится в самом начале пути, и единиц такой техники у нас немного. Ситуация такова, что минусы звучат громче плюсов:

  1. Во-первых, серьезные финансовые вложения – нужно приобрести оборудование и обучить персонал. 
  2. Во-вторых, многие модели далеки от совершенства и нуждаются в модернизации. Говорить о 100% автономности пока не приходится.
  3. Автоматизация рабочих процессов приведет к сокращению наемных сотрудников и, как результат, возможному росту безработицы.

Что еще необходимо доработать?

В отличие от беспилотных автомобилей, при работе спецтехники необходимо контролировать десятки параметров. Например, в случае с комбайном это выбор угла жатки, определение качества пшеницы и пр. Также важно доработать систему безопасности, чтобы беспилотные машины не могли навредить человеку или окружающим объектам. 

Еще одна проблема юридического характера связана с изменениями в законодательстве. Юристам понадобится не один год, чтобы разработать регламент использования беспилотных систем.

Перспективы применения интеллектуальной беспилотной спецтехники

Роботизация строительной и землеройной спецтехники открывает большие перспективы развития. Вот лишь несколько кейсов применения:

  • Решение проблем с нехваткой специалистов в горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.
  • Повышение уровня безопасности сотрудников (работа в опасной среде).
  • Ликвидация последствий техногенных, природных катастроф. 
  • Демонтажные работы в экстремальных условиях.
  • Автоматизация рабочих процессов. Автономная спецтехника работает в режиме 24/7, ей не нужно время на сон и обеденный перерыв.

Автоматизация спецтехники неизбежна. При самых скромных прогнозах интеллектуальный беспилотный транспорт будет пополняться новинками экскаваторов, погрузчиков и самосвалов, создавая конкурентную среду. Беспилотникам предсказывают большое будущее – компании готовы инвестировать миллиарды долларов в развитие новых технологий. Только в 2016 объем вложений составил 80 млрд. долларов.

Уступят ли операторы место компьютерам? Автономная спецтехника нуждается в постоянном контроле человека, поэтому в ближайшие десятилетия профессия водителя будет актуальной. И в то же время, четвертая промышленная революция уже на пороге, и ситуация на рынке труда может измениться в любую минуту.

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Advertisement

Материалы по теме

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

Современные системы СВКО для тяжелой техники становятся все умнее и «электричнее»

По мере электрификации внедорожной техники и оснащения машин функциями, обеспечивающими их взаимодействие с другими машинами и устройствами, растут требования, предъявляемые к таким системам, как системы СВКО.

18 Фев 2022, 10:00

eye-icon

37

comment-icon

0

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

На каком этапе сейчас находится разработка интеллектуальной концепции строительной площадки Concept-X

Все большее значение для строительной отрасли приобретает выставка потребительской электроники Consumer Electronics Show, ежегодно проходящая в январе в Лас-Вегасе, США, при поддержке ассоциации Consumer Electronics Association.

9 Фев 2022, 10:30

eye-icon

24

comment-icon

0

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Трансформация Terex MP в преддверии новой эры цифровых технологий

Последние несколько лет бизнес-сегмент Terex Materials Processing (Terex MP), специализирующийся на проектировании и производстве дробильно-сортировочного оборудования, активно разрабатывает новые цифровые продукты в различных областях, в том числе системы управления товарно-материальными запасами, телематические системы, а также системы eCommerce

4 Фев 2022, 10:00

eye-icon

23

comment-icon

0

Advertisement