Восемь распространенных мифов о моторном масле для спецтехники

Полезные советы Статьи

14 Окт 2021, 09:42

eye-icon

37

comment-icon

0

Несмотря на обилие информации о том, как правильно выбрать моторное масло, как следить, как менять моторное масло, в строительной отрасли по-прежнему распространено много мифов о моторном масле.

Абсолютно нормально міняти моторне мастило однієї марки на олію іншої марки, і навіть міняти синтетичне мастило на звичайну мінеральну, якщо ця моторне мастило відповідає обов'язковим вимогам виробника двигуна.
Совершенно нормально менять моторное масло одной марки на масло другой марки, и даже менять синтетическое масло на обычное минеральное, если это моторное масло соответствует обязательным требованиям производителя двигателя.

Когда речь заходит о моторных маслах для дизельных двигателей спецтехники, бывает довольно трудно отделить правду от вымысла. Многие мифы существуют уже давно, и их воспринимают как расхожую истину. В этой статье мы развеем восемь самых распространенных мифов о моторном масле.

Миф № 1: Никогда не меняйте марку масла

«Старое убеждение о том, что, если вы начинаете использовать для двигателя масло одной марки или типа, что вы должны использовать масло только этой марки или типа, на самом деле является частью старого мифа, — говорит Марк Бетнер (Mark Betner), менеджер по продажам моторного масла для двигателей спецтехники компании CITGO Petroleum. — В течение долгого времени поводом так думать служило появление время от времени информации о том, что при смене марки моторного масла увеличивается расход масла».

Существует множество причин повышенного расхода моторного масла, но смена марки масла не входит в их число. «Изменение расхода и давления масла часто связывают с переходом с одной марки масла на другую, даже не пытаясь найти настоящую причину, — говорит Марк Бетнер. – Но, если быть более точным, на расход и давление масла могут влиять различные факторы, включая состояние масляного фильтра, содержание загрязняющих веществ, состояние компонентов двигателя, уровни загрязнения моторного масла и даже неправильные показания давления или уровня масла».

«Впрочем, некоторые производители двигателей, которые при смене марки масла проводили соответствующие анализы, сообщают, что при смене марки может произойти не приносящее особого вреда событие, которое выражается в значительном увеличении содержания некоторых элементов в моторном масле, — продолжает Марк Бетнер. — В течение короткого периода времени после смены марки масла или при обкатке нового двигателя может оказаться повышенным содержание некоторых элементов, таких как медь, калий, свинец и алюминий. Чтобы получить более подробную информацию о таких не приносящих особого вреда случаях временного повышения содержания некоторых элементов, рекомендуется обратиться к производителю двигателя или в лабораторию, оказывающую услуги по анализу моторных масел».

Также абсолютно нормально менять обычное минеральное масло на синтетическое. «Моторные масла, независимо от того, созданы ли они на основе нефтяного базового масла или содержат синтетические компоненты, можно использовать взаимозаменяемо»,

— объясняет Шон Уитакр (Shawn Whitacre), старший инженер компании Chevron.

«Вы можете менять синтетическое моторное масло на обычное, минеральное, и наоборот, без побочных эффектов. На самом деле, полусинтетические масла представляют собой смесь минерального и синтетического моторных масел, — говорит Марк Бетнер. — Минеральные и синтетические масла могут быть взаимозаменяемыми при условии соответствия требованиям ОЕМ-производителей. Любое синтетическое масло, соответствующее требованиям классификации Американского института нефти (API), например, моторные масла класса API CK-4 или CJ-4, можно использовать в любой области применения, в которой требуется применение этого типа моторного масла».

Миф № 2: Остерегайтесь синтетических моторных масел

Утверждение о том, что в современных двигателях синтетические моторные масла могут стать причиной утечек, является ложным. Тем не менее, в основе этого утверждения лежат реальные обстоятельства. В 70-х годах, когда впервые появились синтетические моторные масла, возникло несколько проблем, связанных с несовместимостью синтетических моторных масел и материала сальников и уплотнений двигателей, что послужило причиной возникновения утечек масла. Эти проблемы были устранены несколько десятилетий назад за счет перехода на более совместимые материалы уплотнений.

Если сальники и уплотнения двигателя в хорошем состоянии, масло не будет протекать. Другое дело, если сальники или уплотнения повреждены. Считается, что синтетическое моторное масло более жидкое, поэтому оно быстрее найдет пути для утечки, если таковые имеются.

Еще одним мифом, сопровождающим использование синтетических моторных масел, является то, что их якобы нельзя использовать для обкатки двигателя новой машины. «Это из-за предвзятого мнения, что синтетические масла более «скользкие» по сравнению с обычными минеральными маслами, — говорит Марк Бетнер. – Много лет назад производители двигателей внутреннего сгорания рекомендовали перед тем, как перейти на обычное моторное масло, использовать для обкатки двигателя такое масло, которое позволило бы ускорить в период обкатки приработку деталей двигателя. Считалось, что синтетические масла предотвращают приработку поверхностей трения или, по крайней мере, увеличивают время обкатки в более ранних версиях двигателей внутреннего сгорания».

«В настоящее время начальники автохозяйств, которые сразу же выбирают синтетические моторные масла, не имеют проблем или опасений по поводу того, что использование синтетического масла будет иметь последствия для двигателей новых машин»,

— заверяет Марк Бетнер.

Миф № 3: Если в не оригинальное моторное масло добавить нужную присадку, это улучшит характеристики масла

Существует еще один миф, который заключается в том, что, если в не оригинальное моторное масло добавить присадки, характеристики масла могут улучшиться.

Большинство моторных масел признанных производителей уже содержат пакеты оптимизированных присадок. Любые дополнительные присадки могут нарушить существующую химическую формулу моторного масла и даже снизить эффективность тех присадок, которые уже присутствуют в моторном масле.

Миф № 4: Состояние моторного масла можно определить по цвету масла

Многие считают, что состояние моторного масла можно определить по цвету масла на масляном щупе. Когда вы заливаете моторное масло в двигатель, масло имеет золотисто-медовый или янтарный цвет. Затем масло быстро меняет цвет на темный. Однако это не означает, что масло грязное. Это просто означает, что моторное масло «работает» так, как оно должно работать: масло обволакивает отложения и удерживает их во взвешенном состоянии.

«Существует множество причин, по которым моторные масла меняют цвет по мере старения, и некоторые из этих вещей происходят очень быстро, практически сразу же после того, как масло начинает работать в двигателе, — объясняет Шон Уитакр. — Но, как говорится, внешность обманчива. Моторное масло может потемнеть практически сразу же после заливки в двигатель из-за изменения его химического состава под воздействием высоких температур, из-за накопления побочных продуктов сгорания, например, сажи».

Тем не менее, в этом мифе есть доля правды. «Несмотря на то, что таким способом вы не сможете определить состояние моторного масла, вы сможете заметить такие вещи, как молочный оттенок масла, запах гари и присутствие песчинок, — говорит Марк Бетнер. — Это старое искусство, которое недооценивают. Конечно, это не может заменить полный анализ масла, но техническим специалистам полезно знать, на что следует обратить внимание».

Миф # 5: Моторные масла не срабатываются, они просто загрязняются

Вопреки некоторым убеждениям, моторные масла действительно срабатываются, и их необходимо менять.

«Существует ряд факторов, ограничивающих срок службы моторного масла, — рассказывает Шон Уитакр. — Совершенно очевидно, что одним из таких факторов является накопление загрязняющих веществ, таких как сажа и топливо. Но чаще всего необходимость замены моторного масла вызывает именно истощение присадок. На самом деле, в настоящее время в моторных маслах используются присадки, предназначенные специально для борьбы с таким истощением. Эти присадки позволяют значительно увеличить интервалы замены моторного масла, что в наши дни является существенным преимуществом».

«Все масла изнашиваются, просто некоторые быстрее, чем другие, — отмечает Марк Бетнер. — На долговечность моторных масел могут влиять высокие температуры. Масла могут разжижаться, говоря иными словами, разбавляться топливом. В масло может попасть грязь из системы впуска воздуха. Причиной загрязнения моторного масла могут быть утечки теплоносителя из разных источников, чрезмерный объем сажи, образование кислотных или коррозионных соединений». Все эти загрязнения могут привести к тому, что моторное масло будет неспособно защитить двигатель.

«Стандартный анализ моторного масла является лучшим способом для определения уровня загрязнения, опасного для жизни двигателя»,

— говорит Марк Бетнер.

Моторное масло также может испортиться из-за неконтролируемого процесса окисления. «Процесс окисления может ускориться из-за высоких рабочих температур или из-за чрезмерно больших интервалов замены масла, — говорит Бетнер. — Это приводит к окислению моторного масла с образованием шлама и лака».

«Лучший способ определить состояние масла — это провести анализ отработанного масла. Анализ отработанного масла может показать более подробную картину об ухудшении свойств моторного масла и накопленных частицах износа, и других загрязняющих веществах»,

— добавляет Марк Уитакр.

Миф № 6: О работоспособности моторного масла можно судить по щелочному числу или содержанию фосфора

Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что лучшую защиту двигателей большой мощности обеспечивают моторные масла с более высоким общим щелочным числом (TBN).

Число TBN – это мера запаса щелочности моторного масла, которая взаимосвязана с другим важным параметром масла – общим кислотным числом (TAN). В процессе эксплуатации масла значение кислотного числа всегда становится выше, а щелочного числа — ниже. Баланс между этими двумя показателями показывает остаточный ресурс моторного масла. Многие ошибочно считают, что чем выше число TBN, тем лучше «работает» моторное масло. «Однако появление дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы (ULSD) и предельных химических показателей моторного масла привело к тому, что акцент стали делать не на более высоком числе TBN, а на том, каким образом можно сохранить неизменным число TBN и обеспечить защиту от коррозионного износа в тяжелых условиях эксплуатации», — отмечает Марк Бетнер.

«Современные моторные масла с низким числом TBN, предназначенные для двигателей большой мощности, доказали, что они способны превосходить по характеристикам старые моторные масла с высоким числом TBN, — продолжил Марк Бетнер. — Владельцам оборудования следует обязательно запрашивать дополнительную информацию о том, как работоспособность используемой марки моторного масла зависит от изменения числа TBN и числа TAN, также определяющего работоспособность моторного масла».

Аналогично, уровни содержания фосфора не обязательно являются наилучшим показателем защиты двигателя от износа. «Мы много слышим о содержании фосфора в моторном масле и том, какую роль играет его содержание в моторных маслах для двигателей большой мощности для контроля износа в этих двигателях», — говорит Шон Уитакр. – Отчасти это убеждение появились более десяти лет назад, когда впервые была введена категория моторного масла API CJ-4. Содержание фосфора в моторных маслах этого класса, а также в маслах класса CK-4, которые продаются сегодня, ограничено 1200 ppm, чтобы обеспечить совместимость нейтрализаторами отработавших газов, появившимися в 2007 году».

Присутствие фосфора в моторном масле объясняется использованием противоизносной присадки дитиофосфата цинка (ZDDP). «Это очень эффективная противоизносная присадка, которая контролирует термическое разложение масла в зонах высокой температуре, обеспечивая определенные преимущества, — рассказывает Шон Уитакр. — Чтобы обеспечить надежную защиту, которая требуется от современных масел, эту присадку используют в сочетании с другими присадками, не содержащими фосфора. Поэтому содержание фосфора не дает всей полноты картины в отношении защиты двигателя».

Миф № 7: Нужно использовать масло только определенной марки, чтобы не потерять гарантию,

Бытует мнение, что, нужно использовать масло только определенной марки, чтобы не потерять гарантию на двигатель. В этом случае лучше всего обратиться к руководству по эксплуатации и информационным бюллетеням по техническому обслуживанию и разобраться, какие марки масла рекомендует производитель двигателя.

«Рекомендации по выбору моторного масла основываются на эксплуатационных категориях назначения и качества масел по системе классификации моторных масел API, а рекомендации относительно вязкости для конкретных двигателей могут включать дополнительные требования или характеристики, одобренные производителем двигателя, — объясняет Марк Бетнер. — В этом деле не верьте слухам и не полагайтесь на чужое мнение».

Миф № 8: Чем тяжелее, тем лучше

Еще один миф связан с вязкостью моторного масла. Считается, что для защиты дизельных двигателей с большим рабочим объемом необходимы моторные масла с более высокой вязкостью. Однако на рынке двигателей внутреннего сгорания для шоссейных транспортных средств произошел переход на моторные масла класса 10W-30 с целью сократить расход масла в двигателях с большим пробегом. Масла этого класса также обеспечивают адекватную защиту двигателей.

«В целом, это правда, что производители двигателей с большим рабочим объемом, которые чаще используются на внедорожной технике … обычно рекомендуют для этих применений масла класса SAE 15W-40, — подтвердил Шон Уитакр. — В определенных ситуациях рекомендуются масла SAE 10W-30, особенно при эксплуатации двигателей в более холодном климате. Такие двигатели часто имеют более высокие средние коэффициенты загрузки и в них предусмотрены системы смазки, которые были разработаны и откалиброваны для использования более густых масел».

«Мы всегда рекомендуем конечным пользователям проконсультироваться с поставщиком оборудования, чтобы подтвердить конкретные рекомендации, касающиеся типа двигателя, условий эксплуатации и рабочего цикла»,

— добавляет он.

Некоторые ошибочно полагают, что моторное масло с низкой вязкостью образует слишком тонкую защитную пленку. «Лицензированные и одобренные производителями моторные масла с более низкой вязкостью предназначены для использования в более современных двигателях внутреннего сгорания для повышения экономии топлива и долговечности двигателей, — объясняет Марк Бетнер. — Поставщикам моторных масел рекомендуется работать со своими клиентами и вместе с технической поддержкой выполнять анализ масла, чтобы клиенты понимали, какое масло лучше для их оборудования».

На самом деле, масла с более низкой вязкостью могут оказаться более целесообразным вариантом. «Помимо экономии топлива, снижение вязкости с 15W-40 до 10W-30 часто может принести дополнительные преимущества, такие как сокращение времени прогрева двигателя и меньший износ при запуске благодаря лучшему потоку масла и прокачиваемости, независимо от сезона», — говорит Шон Юинг (Shawn Ewing), специалист по технической поддержке американской энергетической компании Phillips 66.

И в завершение, еще один миф о дозаправке двигателя моторным маслом в полевых условиях

І на завершення, ще один міф про дозаправлення двигуна моторним мастилом в польових умовах

Иногда, когда возникает необходимость дозаправить двигатель маслом в полевых условиях, у вас может не оказаться с собой моторного масла вашей марки. К счастью, поддержание надлежащего уровня масла в двигателе гораздо более критично для работы техники, чем вынужденная необходимость смешать марки одной эксплуатационной категории и эквивалентного класса вязкости. «Прежде всего, всегда выбирайте марку с соответствующей вязкостью, — говорит Шон Юинг, — но никогда не запускайте технику, если уровень моторного масла низкий».

Вопреки мифу, заправка двигателя моторным маслом другой марки не должна вызывать сбоев. «Обычно рекомендуется доливать масло, которое используется владельцем оборудования или парка машин, особенно если владелец проводит анализ отработанного масла, — говорит Лен Бадал (Len Badal), бренд-менеджер компании Chevron. — Когда смешивают моторные масла разных марок, потенциально может это «испортить» результаты анализа отработанного масла. В зависимости от количества добавленного масла другой марки, результаты анализа определенных параметров могут оказаться недостоверными. Во всем остальном, если нет других вариантов, обычное смешивание моторных масел разных марок, но одинакового класса вязкости не должно вызвать несовместимости».

«Чтобы гарантировать достоверность результатов анализа масла, лучше не смешивать марки больше, чем это нужно, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, — говорит Шон Юинг. — Если возникнет необходимость добавить моторное масло другой марки, но того же класса вязкости и той же эксплуатационной категории по API, будьте уверены, что марки моторных масел для дизельных двигателей большой мощности и типы базовых масел (традиционные минеральные, синтетические смеси или полностью синтетические) можно смешивать без опасений. Однако для надлежащей защиты двигателя необходимо помнить о выборе правильного класса вязкости».

То же самое справедливо и для эксплуатационных категорий CK-4 и FA-4. Несмотря на то, что применение моторных масел категории FA-4, по всей вероятности, будет ограничено сегментом седельных тягачей для дальних перевозок для оптимальной экономии топлива, масла категории SAE 10W-30 (CJ-4 или CK-4) и SAE 10W-30 (FA-4) имеет такой же показатель кинематической вязкости. Разница состоит в том, что FA-4 имеет более низкое значение вязкости при высокой температуре и высоком срезающем усилии (динамическая вязкость). Другими словами, моторное масло FA-4 10W-30 прошло бы испытания на долговечность точно с такими же результатами, но при этом толщина пленки этого масла меньше.

«Дозаправка двигателя моторным маслом класса CK-4 или FA-4, когда необходимой марки моторного класса нет под рукой, не приведет к катастрофе, поскольку оба класса продемонстрировали один и тот же уровень работоспособности», — подчеркнул Шон Юинг.

Передает Информационный портал Заполнители

Подпишись на нашу рассылку

Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.

*

* Эти поля обязательны для заполнения.

Advertisement

Материалы по теме

Управление сточными водами – как отходы превратить в доходы

Управление сточными водами – как отходы превратить в доходы

Выбор разумной стратегии по управлению, переработке и очистке сточных вод до уровня, пригодного для повторного использования, может придать новый импульс развитию вашего бизнеса по производству заполнителей.

1 Фев 2022, 11:00

eye-icon

44

comment-icon

0

Полезные советы по обеспечению безопасности при подъеме грузов с помощью экскаватора

Полезные советы по обеспечению безопасности при подъеме грузов с помощью экскаватора

Когда экскаватор используется для подъема грузов, критически важна надлежащая настройка гидравлики, правильная подготовка экскаватора к работе и соблюдение осторожности.

18 Янв 2022, 10:00

eye-icon

43

comment-icon

0

Опыт нидерландской компании Mammoet в эксплуатации тяжеловозных модульных прицепов

Опыт нидерландской компании Mammoet в эксплуатации тяжеловозных модульных прицепов

Увеличение грузоподъемности тяжеловозных модульных прицепов означает, что за один раз можно перевезти еще больше грузов.

12 Янв 2022, 10:30

eye-icon

40

comment-icon

0

Advertisement