На повестке дня ускоренное развитие автоматизации в дорожном строительстве
Автоматические системы нивелирования на дорожной технике появились сравнительно недавно — около двух десятилетий назад. Японская корпорация Topcon Position Systems, американская Caterpillar, Trimble Controls Technologies LLC, швейцарская Leica Geosystems, немецкий Mobile Automation AG, белорусская Саур — вот почти все основные производители такой аппаратуры. О высоком качестве строительства и других выгодах, которые предоставляют подобные устройства мы уже писали в статьях «Автоматическая система нивелирования — инструмент для точного и качественного выполнения работа», «Роботизированный тахеометр GTL-100 «два в одном» от Topcon», «Система 3D нивелирования Topcon для бетоноукладчиков».
Стандарты обязывают
Несмотря на долгие бюрократические процедуры, государственные органы Европейского Союза поддержали полезные новшества достаточно быстро. На сегодня в ЕС существует специальная система еврокодов. В каждой стране они адаптированы к местным условиям. Но общее то, что предприятия, у которых дорожная техника не оборудована автоматическим нивелированием, не допускаются к участию в тендерах по дорожному строительству.
В США оборудование для автоматического позиционирования дорожной техники начали производить и применять в 2002 году. Оно помогло ускорить и без того самые высокие в мире темпы работы дорожной техники. Но общегосударственных требований по его применению в дорожных работах в США до сих пор нет.
В Украине к применению современных технологий законодательство пока побуждает косвенно, но достаточно категорично. Так, четкие требования содержат ДБН В.2.3-4: 2007 «Автомобильные дороги. ЧАСТЬ II Строительство». Например, не более 10% результатов измерений асфальтобетонной основания и покрытия дорожной одежды могут иметь отклонения от проектных значений ± 20 мм, остальные — ± 10 мм. На асфальтобетонных и монолитных цементобетонных основаниях и покрытиях под рейкой длиной 3 м в 95% измерениях допускается отклонение от проектных до 5 мм, в только в 5% — до 10 мм.
Расходы окупаются экономией. Бонусом — качество
Именно системы автоматического нивелирования и позиционирования дают возможность не только придерживаться этих требований, но и превышать их.
— говорит начальник отдела технической поддержки компании Укргео-Проект, официального представителя Sokkia-Topcon в Укране Евгений Штонда.
Компания «Автомагистраль-Юг» также применяет оборудование для автоматического нивелирования. На автогрейдерах система Trimble 3D с роботизированным тахеометром руководит высотой отвала. Радиус действия — до 400 м от башни с датчиком. На бульдозерах с декабря 2019 применяют оборудование Topcon. Допустимое удаление от базовой станции спутниковой системы — до 5 км и не зависит от погоды и времени суток.
По сообщению начальника региональной геодезической службы «Автомагистраль-Юг» Александра Онищенко, благодаря системе Топкон земляные работы выполняются практически в автоматическом режиме — качественно и быстро. Среди преимуществ системы Топкон Александр Онищенко называет простоту применения. Система не требует высокого мастерства от машиниста. С новым оборудованием геодезисту не нужно постоянно следить за работой бульдозера и проверять точность, соответствие проектных отметкам. Все контролирует система. Поэтому достаточно выборочной проверки.
Применение системы нивелирования помогает оператору дорожной машины уменьшить затраты времени и топлива. Избежать лишних работ, например — лишних метров перекрытия проходов катка, лишних сантиметров выемки грунта или укладки асфальта. Растет производительность труда, на некоторых операциях — до 40%.
Ожидается, что дорожно-строительные предприятия будут оборудовать все больше техники системами автомативного нивелирования, ведь это позволяет быть конкурентоспособными, выполнять работы качественно и при этом экономить.
Подробнее о системе и их практическое применение в дорожном строительстве расскажем в следующих материалах.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0