Производители карьерных самосвалов: на острие научно-технического прогресса
Мировые объемы добычи полезных ископаемых карьерным способом растут из года в год. За сто лет общее потребление ресурсов увеличилось в 14 раз. Постоянно возрастает потребность в высокопроизводительных транспортных средствах для доставки добытого сырья на переработку. Поэтому свои карьерные самосвалы производители постоянно совершенствуют. Увеличивают грузоподъемность, скорость движения, сокращают время выполнения операций, повышают надежность и неприхотливость, то есть повышают производительность машин. Иногда, учитывая условия работы эти самосвалы называют внедорожными.
Карьерные самосвалы Volvo: движение в двух сегментах
Корпорация Volvo Construction Equipment вышла на рынок внедорожных самосвалов в 1996 году. Большинство из них – шарнирно-сочлененные. Среди «самых малых» — карьерные самосвалы Volvo A25F. Они укомплектованы двигателем на 315 л.с. и имеют грузоподъемность 24 т. У более мощной модели Volvo A30F 357- сильный мотор и грузоподъемность 28 т. Обе машины с грузом могут развивать скорость 53 км/час. Самый большой среди шарнирно-сочлененных карьерных самосвалов Volvo A60H перевозит 55 т породы.
В 2018 году карьерные самосвалы Вольво пополнились серией из четырех моделей, построенных по классической схеме, с хребтовой рамой и V-образным кузовом. Новинка – продукт объединения технологий собственных и Terex Trucks, которую Volvo CE приобрела в 2014 году.
Стоит отметить, Terex в строительстве карьерных самосвалов достигла многого. В 1974 году она построила карьерный самосвал Титан. На протяжении четверти века он был самым большим и мощным в мире. Грузовик размещался на трехосном шасси. Электроэнергию для четырех задних мотор-колес вырабатывал генератор. Его приводил в действие дизель железнодорожного тепловоза мощностью 3300 л.с. Машина могла перевозить 350 т.
Меньшая из нынешних машин Volvo R45D имеет грузоподъемность 45, самая большая, R100E – 100 т. С переходом на выпуск под маркой Volvo выпуск карьерных самосвалов Terex Trucks постепенно прекращается.
Карьерные самосвалы Caterpillar сочетают авангард и консерватизм
Один из старейших производителей тяжелой землеройной и транспортной техники начал выпускать большие самосвалы сравнительно недавно.
Первый карьерный самосвал Caterpillar 769B изготовили в 1963 году. Он имел грузоподъемность 32 тонны и двигатель мощностью 415 л.с. Машины быстро стали популярными в горнодобывающей промышленности. Теперь карьерные самосвалы Cat – в числе самых распространенных в мире. Компания выпускает десятки моделей.
Наименьшая из них Caterpillar 770. Она оснащена 482-сильным двигателем и может перевозить 36,3 т породы со скоростью 74,8 км/час. Следует отметить, что карьерный самосвал Катерпиллер – в числе самых быстроходных в мире. Видимо, этому способствует гидромеханический способ передачи вращения с двигателя на колеса. От этой концепции компания не отступает и по сей день.
Так, карьерный самосвал Caterpillar 797f с 4056-сильным двигателем может везти груз со скоростью 67,6 км/час. Его грузоподъемность 363 т – мировой рекорд для машин с гидромеханической трансмиссией. Его предшественник, выпускавшийся до 2009 года, тоже мировой рекордсмен, карьерный самосвал Caterpillar 797b имеет грузоподъемность 345 т.
Машины Caterpillar – одни из самых наполненных электроникой. Бортовой компьютер анализирует сотни параметров и при необходимости корректирует работу двигателя, трансмиссии, тормозной системы. Электроника выбирает наиболее подходящие моменты для переключения передач, не допускает блокировки колес и ухода с траектории при торможении. В момент старта или подъема из карьера электроника увеличивает крутящий момент на 22%.
Caterpillar – пионер в создании беспилотных «карьерников». Первый был представлен в 1996 году. Разработанная в компании система дистанционного управления позволяет переделать в беспилотник не только Caterpillar, но и машины других марок. Начиная с 2013 года компания поставила в Австралию на рудники 56 автономных самосвалов Cat 793F. А в 2017 получила заказ на модификацию еще сотни.
Родом из Японии: Карьерный самосвал Komatsu и Хитачи
Выпуск карьерных самосвалов в Японии начался в 1973 году. Это были Komatsu HD1200 классической схемы. Грузовики грузоподъемностью 120 т приводились в движение 1200-сильными дизелями. Вращение на колеса передавалось через гидромеханическую трансмиссию. Машины выпускались до конца 90-х годов, некоторые работают и сейчас. В 80-х годах линейка расширилась до восьми моделей. Они оснащались двигателями мощностью 280-890 л.с. К концу 90-х классических моделей было уже 18.
Сейчас компания выпускает машины с гидромеханическим приводом, грузоподъемностью от 36,5 до 141 т. Они обозначаются буквенным сочетанием HD.
В 1995 году вышел самый большой в мире дизель-электрический карьерный самосвал Komatsu 930E. На машине грузоподъемностью 301 т установлены электрические моторы, вмонтированные в ступицы заднего моста. Постоянный ток для них вырабатывает дизель-генератор мощностью 2686 л.с. Впоследствии грузоподъемность довели до 327 т, а мощность привода до 3500 л.с. В эту же линейку входят еще 6 машин. Некоторые из них выпускаются и по настоящее время. В последние годы моторы и генераторы постоянного тока на карьерных самосвалах вытесняют агрегаты переменного тока: они легче и компактнее. Самый большой электромеханический самосвал компании Komatsu 980E может перевозить 369 тонн груза.
С 2008 года компания начала поставлять в Австралию и Чили беспилотные самосвал-внедорожники Komatsu 930E и Komatsu 830E. Они включены в интеллектуальную среду, которая состоит из видеокамер, лазерных датчиков, радаров, электронных процессоров и другого оборудования.
Параллельно с машинами классической компоновки Komatsu выпускает шарнирно-сочлененные карьерные самосвалы. Среди них трехосные HA250 и HA270 грузоподъемностью 25 и 27 т.
Карьерные самосвалы Хитачи появились в 1994 году, после того как компания Hitachi, Ltd приобрела у концерна Volvo часть акций канадской фирмы Euclid. Полностью активы Euclid компания выкупила в 2000 году. На начальном этапе линейка Hitachi включала 9 моделей грузоподъемностью от 30 до 290 т. Сейчас карьерные самосвалы Хитачи выпускаются в Канаде, Японии, Индии. Самый тяжелый из них – EH5000 с хребтовой рамой и приводом от переменного тока. Его грузоподъемность 296 т. Машина из этой же серии – EH4000CII грузоподъемностью 222 т специально разработана для эксплуатации в условиях севера.
Самые необычные карьерные самосвалы
Немецкие карьерные самосвалы Liebherr построены с использованием долговечных компонентов, отличаются длительными межсервисными периодами и высоким коэффициентом технической готовности. Liebherr T282B – самый большой в мире самосвал, который оснащен моторами переменного тока. Его грузоподъемность 363 т, максимальная скорость 64 км/час.
Среди карьерных самосвалов для перевозки угля выделяется карьерный самосвал Kress 200CIII Coal Hauler.
Это детище американской компании Kress. У него кузов сделан в форме перевернутой призмы, с нижней разгрузкой. Низкая посадка и аэродинамические обтекатели позволяют машине с грузом 220 т разгоняться до 68 км/час. Передние и задние колесные тележки поворачиваются на 85°. Благодаря этому грузовик может разворачиваться практически на месте.
WTW 220e – китайский карьерный самосвал с 16 колесами. Свою компоновку продукт государственной авиакосмической компании CSSG, очевидно, получил от мобильных ракетных комплексов. В экспортном варианте он называется Sanjiang CASIC или M-HT5220. У него 12 колес – ведущие. Каждое оснащено электродвигателем в 150 л.с. Питание дает дизельный генератор. Машина имеет длину 15 м, ширину 7,2 м, и высоту 7,2 м, грузоподъемность самосвала 220 тонн.
Еще один шаг, который превратил количество в качество
За 120 лет существования шведская компания Скания успела создать машины, которые пользуются спросом в разных сегментах. Среди них городские грузовики, седельные тягачи для дальних рейсов, армейские вездеходы, пожарные автомобили, автобусы, тяжелые самосвалы. Объединив высокую прочность, проходимость, выносливость, грузоподъемность с новейшими достижениями измерительной, вычислительной техники, конструкторы создали автомобиль Scanіa G440 8×4 XT.
Он взял важнейшие качества дорожного самосвала – топливную экономичность, высокую скорость движения, быстроту разгрузки. Добавил грузоподъемность более 40 т, проходимость, мощное гидравлическое торможение на спусках, надежные системы контроля и телеметрии. И стал отличным карьерным самосвалом. Подробнее о Scanіa G440 8×4 XT читайте в наших материалах: «Производитель щебня поделился опытом использования карьерного самосвала Scania«, «Тяжелый карьерный самосвал Scania G440 8×4 XT на гранитном карьере в Полтавской области (видео)«, «Первые результаты эффективности новых карьерных самосвалов Scania G440 8×4 XT в Украине«.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0