Шумовые полосы как средство обеспечения безопасности на дороге
В странах ЕС на скоростных автобанах уже давно применяются шумовые полосы. Они дают сигнал водителю об уходе транспортного средства с полосы, существенно снижают риск ДТП. Как обстоят дела с шумовыми полосами в Украине, как часто их используют в дорожном строительстве?
Что такое шумовые полосы, зачем они нужны и где используются?
Шумовая полоса – это один из способов организации безопасного движения. Выглядит как серия неровностей, которые чередуются друг с другом. Если на неровную поверхность выезжает автомобиль, подвеска начинает вибрировать. Машину довольно ощутимо трясет – водитель сразу понимает, что приближается к проблемному участку. По сути, это те же «лежачие полицейские», только маленькие.
Для чего нужна такая разметка, какие цели она преследует? В первую очередь, она повышает уровень безопасности. Из-за вибрации ТС водитель становится более внимательным. Но в отличие от «лежачих полицейских», которые тоже вынуждают снижать скорость, шумовые полосы перед пешеходными переходами не смогут «разбить» подвеску.
Где используются искусственно созданные неровности? Их можно увидеть на опасных участках, трассах с интенсивным движением, которые предусматривают резкую смену направления, скоростного режима.
Классификация шумовых полос
В зависимости от технологии дорожной разметки и применяемых материалов, полосы бывают:
- Пластиковыми. Ширина элементов не превышает 150 мм. Термопластиковые модули окрашивают в яркий цвет. Они не только вызывают вибрацию, но и хорошо заметны визуально.
- Выполненными путем фрезерования. По выбранному участку проходит дорожная фреза с барабаном шириной до 50 см. В результате, на дорожном полотне появляются неровности глубиной до 20 мм и шириной 200-400 мм.
- Металлическими. Для изготовления используются твердые и прочные скобы. Чаще всего металлические элементы устанавливают на цементобетонном покрытии.
- Из особого противоскользящего материала.
Есть и другие виды полос на дороге. В зависимости от расположения, они могут быть поперечными и продольными.
Поперечные шумовые полосы
Высота варьируется от 5 до 10 мм. Поперечные линии изготавливают из термопластика, края дополняют небольшим скосом. Часто поперечные элементы можно увидеть:
- Рядом с пешеходными переходами без светофора.
- Перед ж/д переездами, которые не оборудованы шлагбаумом.
- В местах с плохой видимостью.
- На спусках.
Продольные шумовые полосы
Идут вдоль проезжей части. Их устанавливают на автодорогах шириной семь метров и более. Они особенно актуальны на узких участках, где не разрешается делать обгон.
Предъявляемые требования и места-исключения
Применение далеко не всегда бывает оправданным. Например, продольные неровности недопустимы на таких участках:
- Возле мостов, на подъездах к ним.
- Там, где дорога сужается.
- На двухполосных автомагистралях, где разрешен обгон.
- В местах ограничения шума.
Опыт применения шумовых полос в Украине и в мире
В мировой практике дорожного строительства шумовые полосы применяются не первый год. Они неоднократно доказывали свою эффективность в местах с интенсивным движением, на участках с повышенной вероятностью ДТП. Например, в Соединенных Штатах после установки полос в более чем 40 штатах количество аварий снизилось в несколько раз.
Другой пример – полосы в Японии. Устройство «музыкальной дороги» в японских префектурах снизило количество лобовых столкновений на 55%. А в ряде европейских стран (Дания, Швеция) они стали обязательным требованием при строительстве новых дорог.
А как обстоят дела с шумовыми полосами в нашей стране? 1 сентября 2019 года вступили в силу изменения ГСН по проектированию дорог. В документе есть рекомендательные нормы по использованию продольных и поперечных неровностей на дорогах 1 и 2 категорий.
1 ноября 2020 года был расширен перечень средств организации дорожного движения. К «лежачим полицейским» и шумовым полосам добавили островки безопасности, расширения бордюров и чокеры. В Укравтодоре добавили, что «благодаря дополнительным препятствиям, водители смогут выбрать постоянную скорость, вместо того чтобы резко тормозить и разгоняться до предельных скоростей».
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0