Плотный грунт, асфальтобетон или бетон: что выбирают строительные компании в Украине?
Автомобильной дорогой называется линейное сооружение, которое предназначено для безопасного и непрерывного передвижения транспортных средств. Оно состоит из плотного земляного полотна и дорожного покрытия. Выбор типа дорожной одежды является важным и ответственным решением. Для создания дороги может использоваться укладка асфальтобетона или бетона, а также плотный грунт.
Основные технологии, которые применяются для строительства дорог в Украине и в мире
Чтобы построить современную автомобильную дорогу с твердым покрытием, строители используют несколько технологий. Ключевое отличие – в материале, который используется для изготовления финишного слоя. Это может быть асфальтобетон, бетон или плотный грунт (новая технология Perma-Zyme 11X). Детально разберем особенности каждой технологии.
Плотный грунт — технология Perma-Zyme 11X
Сегодня появилась возможность строить дороги без использования бетона и дорожного асфальтобетона. На рынке появился высококонцентрированный фермент Perma-Zyme 11X, который меняет свойства грунта. После его использования грунтовые материалы «спекаются» в плотное основание. Он устойчив не только к влаге, но и к быстрому износу.
Что еще нужно знать о Perma-Zyme 11X:
- Безопасен для человека, животных и окружающей среды.
- Не вызывает коррозию почвы.
- Уменьшает поверхностное натяжение воды.
- Хорошо действует на мелкодисперсные органические примеси.
- Помимо строительства дорог, плотный грунт успешно применяется при обустройстве основы водоемов, шахт, запруд. Технология уменьшает пластичность и проницаемость почвы, увеличивает ее «несущую» способность.
С 2006 года в Украине выпускается Дорзин – улучшенный вариант ферментного стабилизатора. По эффективности он ничем не уступает Perma-Zyme 11X.
Асфальтобетон
Асфальтобетонной смесью называется комбинация из нескольких минеральных материалов. Вещества подбираются в нужном количестве, нагреваются и тщательно перемешиваются. Сфера применения асфальтобетона впечатляет: строительство проезжей части, обустройство тротуаров, площадей, парковок, аэродромов.
Виды смесей в зависимости от состава
В зависимости от минеральной составляющей, асфальтобетонные смеси бывают:
- Песчаными.
- С высоким содержанием гравия.
- С большим количеством щебня.
Классификация в зависимости от фракций
Еще одна классификация асфальтобетона связана с размерами зерен в составе материала. Различают такие типы асфальтобетона:
- Мелкозернистый. Размер не превышает 2 см.
- Песчаный – не более 1 см.
- Также есть крупнозернистый вид асфальтобетона с фракциями до 4 см.
Технология укладки, доступные материалы
В дорожном строительстве используются такие технологии:
- Горячая. Для приготовления берут вязкие, жидкие битумы. Плотность асфальтобетона позволяет проводить укладку даже в мороз. Смесь нужно разогреть минимум до 120 градусов.
- Холодная технология укладки асфальтобетона применяется только при плюсовой температуре. Чаще всего холодный асфальтобетон задействуют при ямочном ремонте.
Процедура состоит из 4 этапов:
- Разработка проекта. Перед началом строительства специалисты определяют площадь, особенности рельефа.
- Начало работ. Чтобы подготовить территорию к работе, снимают верхний слой с помощью бульдозера, привлекают другую спецтехнику.
- Работа с основанием. Формируется «дорожная подушка», устанавливают бортовой камень.
- Укладка. Строительный материал доставляют самосвалами, готовят на месте. В состав АБС входят песок, щебень, жидкий битум. Иногда вносят полимерные добавки в асфальтобетон, чтобы улучшить его характеристики.
Гарантийный срок составляет 7-10 лет, зависит от интенсивности использования, правильности укладки и других факторов.
Примеры компаний, которые используют эту технологию в Украине
Дороги из асфальтобетонной смеси в Украине строят как отечественные, так и зарубежные компании. Лидерами в данном направлении являются «Укравтодор», «Альтком», «Автомагистраль-Юг» и турецкая фирма Onur.
Технологии строительства бетонных дорог
Строительство магистралей из бетона оправдано там, где нет возможности проводить регулярный ремонт, но есть потребность в надежном покрытии. Отменная гидроизоляция бетона позволяет использовать его при строительстве:
- Автодромов.
- Взлетных полос.
- Стоянок, парковок для авто.
- Тротуаров.
- Набережных.
Теплоемкость бетона, эталонная прочность, устойчивость к сложным климатическим условиям и ряд других характеристик позволяют считать бетонную дорогу одной из самых долговечных. По сравнению с асфальтом, ее срок службы больше в 2-3 раза.
Литой бетон
Классический вариант бетонного покрытия. Для обустройства такой дороги используется бетоноукладчик. В Украине есть около 10 компаний, которые обеспечивают нужную прочность бетона на трассе с помощью данной технологии.
Укатанный бетон
Состав бетона такой же, но используется меньше воды. Для укладки строительного материала вместе с сеткой для бетона применяются асфальтоукладчики. Данная технология тоже предлагается в нашей стране.
Вайтопинг
Получила наибольшее распространение в Соединенных Штатах. Вместо снятия верхнего слоя асфальта и его повторной укладки было предложено заливать слой прямо на разрушенный асфальт. Плотность бетона равна 12 см, на такое дорожное полотно дают 40 лет гарантии. «Вайтопинг» позволяет снизить стоимость строительства на 3-3,5 млн. грн за 1 км.
Примеры компаний, которые строят бетонные дороги в Украине
В нашей стране строительство дорог из бетона идет полным ходом. Полностью меняется участок трассы Днепр-Харьков (Решетиловка, Полтавская обл.), объездная дорога возле Житомира, участок трассы Кропивницкий-Николаев. Эти проекты наглядно демонстрируют, что заливка бетона является хорошей альтернативой асфальту. Лидером в данном направлении является Укравтодор и «Автомагистраль-Юг», которые располагают огромным количеством спецтехники и современными технологиями укладки бетона.
Сравнительная таблица преимуществ и недостатков плотного грунта, асфальтобетона или бетона в дорожном строительстве
Название технологии | Асфальтобетон | Бетон | Плотный грунт |
Экологичность | Во время укладки асфальта происходит загрязнение воздуха. | Воздух загрязняется не так сильно. | Передвигаясь по плотному грунту, машины расходуют меньше топлива. А значит, в окружающую среду попадет меньше выхлопных газов. Полностью безопасен для человека. |
Длительность эксплуатации | Асфальтные дороги довольно быстро приходят в негодность. Их придется ремонтировать уже через 7-10 лет. | Дороги очень прочные, они практически не нуждаются в ремонте. | Рассчитано на эксплуатацию в течение 30-40 лет. |
Использование природных ресурсов | Для производства асфальта используют нефть, ее запасы уменьшаются. | Для производства бетона используют известняк. Что касается других добавок в бетон (песок, щебень), их запасы практически не ограничены. | Можно обойтись без гравия, песка и других природных материалов. |
Стоимость | Затраты денег и времени не такие значительные. | От серьезных земляных работ и укладки армированной сетки для бетона до обустройства покрытия – мощение бетонных дорог отнимает много времени и средств. | Вложения небольшие, строительство не требует большого финансирования. |
Устойчивость к климатическим факторам | Асфальтированное покрытие представляет меньшую опасность. | Во время осадков бетонная дорога становится более опасной. Не спасают даже добавки в бетон для гидроизоляции. | Не боится воздействия осадков, ветра и других климатических факторов. |
Дальнейшее обслуживание | При повреждении асфальтированной дороги латают небольшие участки. Этого вполне достаточно, чтобы продлить срок эксплуатации дорожной одежды. | Независимо от маркировки бетона, даже при небольших трещинах потребуется полностью заменить бетонную плиту. | Эксплуатационное обслуживание плотного грунта выполняется редко, не занимает много времени. |
В Украине менее 1% бетонных дорог от общего количества трасс и магистралей. Однако интерес к ним продолжает расти. Планируется, что к 2040 г количество дорожного полотна из бетона вырастет до 30%.
Подпишись на нашу рассылку
Дайджест главных новостей, презентации оборудования, обзоры мероприятий и многое другое.
* Эти поля обязательны для заполнения.
0